Женщины активны на местном уровне, преданно поддерживая политические партии в избирательных кампаниях, однако, когда речь идет об их позиционировании в предвыборных списках, лишь малая их часть фигурирует в качестве кандидатов, признают эксперты в области политики. И, если женщины занимают относительно большое количество мест в местных советах, то очень немногие из них попадают в структуры II или I уровня. Например, из 5 муниципиев и 32 районов Республики Молдова женщины не попадают даже в первую десятку. Речь идет всего лишь о пяти руководителях районов, четырех от ДПМ: Элеонора Граур в районе Резина, Светлана Ротунду в Шолданешты, Людмила Гузун в Унгенах, Ираида Брынзарь в Фэлештах и представительнице ЛДПМ Дианы Маноли в Теленештах.
«Вверх по карьерной лестнице замечаем все меньше женщин, но спускаясь по этой лестнице их число увеличивается, таким образом, женщины выполняют основную работу, а мужчины занимают ведущие позиции. Это не означает, что женщины менее способны, просто их не продвигают», – отмечает эксперт Promo-Lex Корнелия Кэлин.
Эксперты считают, что женщины нуждаются в отчетливой финансовой поддержке для продвижения в политику
«В одном из последних законопроектов было внесено положение, которое, впоследствии, было исключено. Проект предполагал отдельное бюджетное финансирование женщин, занимающихся политикой. На мой взгляд, женщины нуждаются в этом финансировании, в противном случае им нечего делать за стол переговоров», – отмечает Корнелия Кэлин.
«Да, был и другой законопроект, который предусматривал выделение определенного процента (30%) для женщин, фигурирующих в партийных списках. Закон был принят в первом чтении, а затем процесс был приостановлен. Сейчас Платформа для гендерного равенства, в которую входит и ассоциация Promo-Lex, пытается продвигать эти законы. Последним примером хорошего менеджера в Республике Молдова может послужить Майя Санду, которая доказала, что женщина может поменять положение дел, находясь в руководящей должности. Есть много других примеров и в населенных пунктах. Можно назвать Валентину Касьян из Стрэшен, которая представляла ЛДПМ в первый срок мандата. На протяжении своей деятельности она продемонстрировала, что является хорошим организатором, и на следующих выборах участвовала в качестве независимого кандидата, поскольку уже не нуждалась в финансовой поддержке партии, чтобы утвердиться в должности», – продолжает эксперт Promo-Lex Елена Прохницки.
Мы намерены внедрить эффективное управление
Зинаида Бэдэрэу является вице-председателем Кэлэрашского района. Она говорит, что хотела прийти на эту должность, потому что, будучи учителем истории, у нее возникли идеи, с которыми она хотела поделиться. Взаимодействуя с семьями детей, которых она учила, почувствовала желание заняться их проблемами. «Меня приглашали многие партии, но я решила присоединиться к ЛП, потому что разделяю либеральную доктрину», – отмечает Зинаида Бэдэрэу, добавив, что за два месяца нахождения в должности ей удалось привыкнуть к работе. «Это и благодаря тому, что я общительная, и у меня гибкий характер», – говорит вице-председатель.
Председатель района Унгены Людмила Гузун сказала, что не хотела быть председателем района, но коллеги – советники посоветовали ей баллотироваться, учитывая ее опыт. «Меня убедили они, я этого не хотела», – отмечает Людмила Гузун.
«Это не так сложно, если находишь свое место. Однако, мне трудно, потому что мужчины смотрят на вещи по-другому, чем женщины, но мы стараемся найти общий знаменатель: в данный момент у нас хорошее сотрудничество, мы прилагаем все усилия, чтобы добиться успеха. Очень хорошо понимаю, почему женщин в руководящих должностях меньше. Если бы мне предложили баллотироваться на эту должность, когда дети были младше, ситуация была бы другой», – признает Людмила Гузун. Она считает, что женщины не только должны быть на уровне в том, что они делают, но должны убедить в этом и других. «Важно, чтобы женщин воспринимали, как профессионалов в том, что они делают», – уточняет она.
«За два месяца нам удалось изучить ситуацию, и шаг за шагом начали решать проблемы. Мы хотим принимать долгосрочные решения, основанные на серьезный анализ, и нас не интересует политическая принадлежность, поскольку решили внедрить эффективное управление. Если говорить о конкретных проектах, то мы ориентируемся на проекты по водоснабжению и канализации в населенных пунктах района. Мы хотим стать партнерами примаров в реализации проектов. Это лишь некоторые начинания, но они сосотавляют основу прочной, хорошо продуманной деятельности, и для меня важно, чтобы намеченное было сделано хорошо», – подчеркивает Людмила Гузун.
В политике меньше женщин, чем заслуживают
«Культура нашей страны, историческое прошлое, особенно период коммунистического правления, привели к массовому вовлечению женщин в трудовую деятельность. В данный момент они вовлечены в деятельность наряду с мужчинами, однако некоторые несоответствия остались. Я имею в виду сильно феминизированные области, например, социальная область, область образования, а с другой стороны, очень маскулинированные области, например политика», – отмечает социолог Василе Кантаржи.
Семейный фактор является главной причиной сложившейся ситуации. Даже если женщины составляют половину рынка труда, в частном порядке они не были освобождены от домашнего бремени. Таким образом, мужчины не берут на себя тот же объем домашних обязанностей, как женщины, они остаются на плечах женщин, поэтому они потеряли в плане карьеры.
«И не только из-за того, что теряют несколько лет на рождение и уход за детьми, но, чисто по-человечески, женщины перезагружены. Наконец, мы приходим к тому, что имеем: более образованное женское население, но топ-менеджмент занят мужчинами, потому что они имеют больше шансов сделать успешную карьеру», – утверждает социолог.
В феминистских призывах «равенство в правах» заменяется «равенством шансов», поскольку было установлено, что равенство в правах не означает и равенство в достижениях. Проблема ставится таким образом: на том же старте, при тех же возможностях, мужчины и женщины имеют равные шансы. Ведь ради этого и идет борьба.
«Как и в любой области, есть две точки зрения: снизу вверх, по требованию масс, и наоборот, говоря о реформах. У нас меньше женщин в политике, чем они того заслуживают. И это правда, что их в политику пускают только для отвода глаз, если посмотреть на то, что делают политические партии сегодня: чтобы хорошо выглядеть, они создают женские организации и обязательно продвигают треть женщин по партийным спискам. Если взглянуть, однако, на списки, можно констатировать, что женщины в них фигурируют в конце, и, соответственно, из этой трети кандидатов-женщин в конечном итоге выбирают гораздо меньше. Число женщин, находящихся в должности председателя района, нужно соотнести к общему количеству мандатов, которыми располагает каждая сторона. Большинство председателей районов избрано от Демократической партии, насколько я знаю. Так что это объясняет картину в целом. Следует обратить внимание на тот факт, что число женщин, назначенных на эти должности, соотносятся к общему числу председателей от этой партии», – продолжает Василе Кантаржи.
Многие исследования показали, что женщины, как правило, затрагивают социальные проблемы, и это может быть плюсом для прихода большего числа женщин на руководящие должности. Например, проблема мест в детском саду, насколько трудной может показаться мужчинам, потому что в своих домах они не занимаются этими вещами, настолько проще было бы для женщин, так как они знают из опыта, что это значит. Кроме того, мужчины кандидаты на встречах с избирателями затрагивают в основном вопросы инфраструктуры, потому что они больше руководят, а женщины обращают внимание на более широкий спектр: медицину, образование, социальную защиту.
Эксперты считают, что препятствием для прихода женщин на руководящие должности являются и стереотипы в обществе, и необходимо не только бороться с ними, но также нужно поддерживать инициативность женщин, чтобы они поступали на эти должности. Нужно поддерживать подготовленных женщин, женщин, которые хотят этого, женщин, у которых есть знания. «Я хотела бы сказать, что женщин нужно и проталкивать. У очень многих есть потенциал, но из-за давления или стереотипов они боятся и чувствуют себя неполноценными. Они боятся занять место за стол переговоров, им нужно приглашение. Такими были условия… Женщин следует поощрять. Другая проблема, которую я вижу, это соревнование между женщинами, иногда одна женщина ставит палки в колеса другой, из боязни, что другая займет ее место. Но это уже другой вопрос», – заключает Корнелия Кэлин.
Эта статья опубликована при поддержке программы «Женщины в политике», реализуемой Организацией Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ООН Женщины) и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в партнерстве с EEF и Центром партнерства для развития при финансовой поддержке правительства Швеции.
Алена ЧУРКЭ