История семьи из Армении, которая пытается самостоятельно решить свои проблемы и помочь другим
Материал Jam News
По данным министерства труда и по социальным вопросам, в Армении зарегистрированы 310 детей с аутизмом. Это те дети, которые получили группу инвалидности. Однако по данным Национального института здравоохранения, число детей с аутизмом, обращавшихся в медицинские учреждения для получения помощи, составляет 564.
На самом деле их, возможно, и больше. Если учесть, что некоторые родители их просто скрывают от общества. Рассказываем о том, с какими проблемами сталкиваются дети с аутизмом и их родители, и как они вместе их преодолевают.
В центре «Научи меня большему»
Женщина с экрана, подчеркнуто выразительно по слогам несколько раз произносит названия появляющихся на экране фруктов. Дети внимательно следят за движениями губ женщины, а потом с помощью педагогов пытаются найти эти фрукты – среди картинок на столе.
«Этот метод мы предлагаем детям, у которых есть проблемы с развитием речи и контактом с окружающей средой. Детям с аутизмом сложно дается общение с людьми», — объясняет Лена Арутюнян, которая основала общественную организацию Центр обучения и развития «Научи меня большему».
У 40-летней Лены двое детей. Сыну Нареку уже 12 лет, у него аутизм. Родители узнали об этом, когда ему исполнилось полтора года.
«Мы с Нареком ходили в разные центры, посещали специализированные курсы терапии. После многочисленных попыток мы поняли, что все наши старания впустую, нам не удается наладить общение, обеспечить его социализацию.
После долгих поисков я наткнулась на этот метод, который в США применяется уже 15 лет. Нашла его создателей – Лауру и Брайана Касбар. У них семеро детей, у троих из них аутизм и проблемы с развитием речи. Начала сотрудничать с ними. Их метод помог Нареку достичь первых успехов», — рассказывает Лена Арутюнян.
По ее словам, метод постепенно учит детей с проблемами развития речи общаться и выражать свои мысли.
В чем секрет успеха
Автор этого метода Лаура Касбор разработала его сама – ей просто очень хотелось помочь своим детям. Она всячески пыталась научить их говорить, но ничего не получалось.
Идея снимать видео пришла, когда она узнала, что детям нужна визуальная поддержка в процессе обучения, а присутствие человека их отвлекает. Надо было придумать способ визуализации, который исключал бы чье-либо присутствие.
Вместе с мужем они начали снимать видеоролики. Акцент в кадре был на губах Лауры, чтобы дети видели, как нужно произносить то или иное слово.
И все получилось: дети не только научились говорить и читать, но даже освоили школьную программу быстрее своих сверстников и уже в 16 лет поступили в колледж.
Видеоролики помогают детям с аутизмом легче воспринимать уроки, поскольку в них акцентируется то, что им нужно усвоить. И отметаются все факторы, которые могут отвлечь детей.
Адаптация метода
Лингвист и школьный психолог по образованию, Лена адаптировала метод, то есть «армянизировала» его и выложила видеоролики в интернет.
«Мы объявили о проделанной работе в 2016 году. Тогда все и началось. Родители просили, чтобы мы выкладывали в сети все больше роликов. Мы ставили их в youtube и постоянно получали отзывы родителей о том, что еще один ребенок начал внимательно смотреть, реагировать. Это нас воодушевляло.
Но скоро я поняла, что меня не хватает на постоянные разговоры по скайпу и телефону, на ведение страницы в фейсбуке. Уже не могла все это контролировать. В итоге, мы открыли небольшой центр, привлекли специалистов и начали работать», — рассказывает Лена.
В 2016 году она основала Центр обчения и развития «Научи меня большему», который сегодня посещают уже 90 детей. Еще 200 ждут своей очереди.
В центре работают психолог, логопед, педагог, которые проводят индивидуальные и групповые занятия. При центре действует колледж “Teach me more” (Научи меня большему), где дети проводят по 4 часа и более.
Приемная комиссия учитывает потребности ребенка и определяет, по какой программе будет проходить его обучение. В колледже действуют также инклюзивные кружки, которые посещают дети без каких-либо прблем.
Нарек
В одном из кабинетов центра педагог Эвелина Ованнисян пишет диктант с Нареком.
«Я просто поддерживаю его руку, потому что его кисти недостаточно развиты, и он самостоятельно пишет, излагает свои мысли. Мы беседуем: я устно, а он письменно», — говорит Эвелина.
По ее словам, дети с аутизмом бывают очень разными по уровню развития. Роль каждого педагога крайне важна для подготовки ребенка с аутизмом к самостоятельной жизни:
«Мы начинаем работу с психолога, потом переходим на специального педагога. Психолог работает над поведением, развивает память. Это этапы, которые ребенок должен преодолевать один за другим».
Чему учат в центре
Каждый специалист ежедневно индивидуально работает с пятью детьми. Проходят тут и групповые занятия, в которых участвуют сразу три специалиста: педагог, психолог и эрготерапевт.
Эрготерапевт Наринэ Мурадян объясняет, чем она помогает воспитанникам центра:
«Мы развиваем мелкую и крупную моторику, двигательные функции, учим держать предметы, ходить, бегать, прыгать, кушать, пользоваться туалетом. То есть даем им навыки первой необходимости, пытаемся сделать их более свободными и самостоятельными. Дети, у которых нет таких проблем, приобретают эти навыки, ежедневно преодолевая различные жизненные ситуации, что является естественным развитием. Мы пытаемся помочь этим детям обрести те же навыки».
Инклюзивность
По словам Лены Арутюнян, общество с трудом преодолевает давно укоренившиеся стереотипы:
«Простой пример: ребенок не хочет куда-то идти, кричит. Людей пугает этот шум, они не позволяют своим детям общаться с нашими, говорят, что этот ребенок сумасшедший, может тебя ударить. Проблемы начинаются уже с детского сада».
12-летний Нарек учится в общеобразовательной школе. Мать рассказывает, что вначале он не мог усидеть на уроке и пяти минут, кричал, бегал по классу. Но в результате длительной работы его поведение изменилось.
«Внедрение инлюзивного образования запоздало в Армении. Мне бы очень хотелось в свое время видеть рядом с собой детей с подобными проблемами. Я была бы больше готова сама стать матерью такого ребенка. Есть этапы, через которые приходится пройти родителю. Например, период отрицания – когда ты не понимаешь, что у тебя может быть такой ребенок. Нужно время, чтобы смириться и начать бороться», — говорит Лена.
Помощь родителям
«Затем наступает период борьбы с обществом. Ребенок родился таким, наш долг вырастить его в семье и дать все необходимое. Но нам нужна и поддержка государства. Например, нужны дневные центры, чтобы родители могли оставлять там детей хотя бы на семь часов и работать», — говорит Лена.
По ее словам, в Армении нет ни одного подобного центра, и большинство родителей не может работать:
«А если у ребенка только один родитель, то такие семьи оказываются в ужасающих социальных условиях».
Будущее детей
Руководитель организации «Научи меня большему» ставит также вопрос занятости детей с аутизмом.
«Родитель ребенка с проблемами обязательно задумывается о том, как он будет жить без него. Государство должно помочь нам с созданием центров занятости, чтобы наши дети в будущем не оказались изолированными в своих домах. Нужно попытаться обеспечить им занятость в соответствии с их способностями, использовать их навыки на благо обществу.
Если ты учишь ребенка, борешься годами, все эти реабилитационные работы направлены именно на это. У нас есть дети, которые делают свечи, есть такой прецедент. Я видела за рубежом таких детей, которые уже работают», — говорит Лена.
Центр служит примером
Уже три месяца как Тигран Геворгян работает в центре «Научи меня большему». Он помогает малышам писать и читать.
«Я самостоятельно приезжаю сюда из дому, я себя здесь отлично чувствую, все прекрасно. И главное, я уже работаю”, — говорит 24-летний Геворг, у которого синдром Дауна.
Эффективность
Лена говорит, есть родители, которые считают, что перемены наступят уже через несколько занятий. Потом понимают, что предстоит долгий путь – и пройти его нужно не только ребенку, но и им самим.
«Родитель – движущая сила для ребенка. Если родитель будет держать ребенка в изоляции от общества из-за его проблем, он так никогда не восстановится. Сначала родителям нужно поработать над собой, принять реальность. Если они этого не сделают, то как сможет общество принять их ребенка? И не нужно искать виноватых. Почему это произошло с нами? Это уже случилось. Нужно жить настоящим и будущим. Начнем прямо сейчас», — говорит Лена.