БОСТОН – Самой разочаровывающей частью моей работы в качестве ученого в области общественного здравоохранения является распространяющаяся ложная информация – обычно в Интернете – которая перекрывает годы эмпирических исследований. Врачам достаточно сложно противостоять медицинской лжи в личных беседах с пациентами. Это становится еще сложнее, когда надувательство такого рода передается через Интернет.
Недавно я лично стал свидетелем этой тенденции в Кашмире, где я вырос. Там родители маленьких детей доверяли видео и сообщениям в Facebook, YouTube или WhatsApp, которые распространяли ложные слухи о том, что современные лекарства и вакцины вредны, или даже о том, что они финансировались иностранцами по скрытым мотивам. Дискуссии с местными коллегами педиатрами показали, что одного видео или мгновенного сообщения с ложной информацией было достаточно, чтобы разубедить родителей в вере в медицинскую терапию.
Врачи из других частей Индии и Пакистана сообщили о многочисленных случаях, когда родители, многие из которых хорошо образованы, отказываются от прививок против полиомиелита для своих детей. Сообщения о том, что ЦРУ когда-то организовало фальшивую прививочную кампанию, чтобы шпионить за боевиками в Пакистане, усилили недоверие в регионе. Учитывая высокие ставки, государства иногда прибегают к крайним мерам, таким как арест несговорчивых родителей, для обеспечения вакцинации уязвимых групп населения.
Это лишь один региональный пример глобальной угрозы, которую онлайн дезинформация представляет для общественного здравоохранения. В Соединенных Штатах, недавнее исследование, опубликованное в American Journal of Public Health, показало, как боты в Twitter и российские тролли искажают общественные дебаты об эффективности вакцин. Изучив 1,8 миллиона твитов за трехлетний период с 2014 по 2017 год, исследование пришло к выводу, что целью этих автоматизированных аккаунтов было создание достаточного онлайн контента против вакцин, чтобы получить ложную эквивалентность в дебатах о вакцинации.
Такие программы дезинформации успешны не без причины. В марте 2018 года исследователи из Массачусетского технологического института сообщили, что ложные истории в Twitter распространяются значительно быстрее, чем правдивые. Их анализ показал, что человеческая потребность новизны и способность информации вызывать эмоциональный отклик, жизненно необходимы в распространении ложных историй.
Интернет усиливает ущерб, наносимый этими “альтернативными фактами”, поскольку он может распространять их в огромных масштабах и с огромной скоростью – достаточно нескольких фейков или тролль-аккаунтов, чтобы распространить дезинформацию среди миллионов. И как только эта информация размещена, ее практически невозможно удалить.
Роль Twitter ботов и троллей в выборах США 2016 года и Брексит голосовании британцев очевидна. Теперь, они также затронули глобальное здравохранение. Если мы не предпримем решительных и скоординированных шагов по преодолению этой тревожной тенденции, мы можем потерять вековые успехи в области здравоохранения и вакцинации, которые зависят от общественного доверия.
Чтобы начать процесс восстановления нанесенного ущерба, мы можем предпринять несколько шагов. Во-первых, должностные лица и эксперты в области здравоохранения как в развитых, так и в развивающихся странах должны понять, как эта онлайн дезинформация подрывает доверие общественности к программам здравоохранения. Им также необходимо активно взаимодействовать с глобальными гигантами социальных медиа, такими как Facebook, Twitter и Google, а также с крупными региональными игроками, включая WeChat и Viber. Это означает работать в тандеме над созданием руководств и протоколов для безопасного распространения информации, представляющей общественный интерес.
Кроме того, социальные медиа компании могут сотрудничать с учеными для выявления случаев и поведения спам аккаунтов, пытающихся распространять ложную информацию по важным вопросам общественного здравоохранения. Например, Twitter уже начал использовать технологию машинного обучения для ограничения активности со спам-аккаунтов, ботов и троллей.
Более строгая проверка аккаунтов с момента регистрации также станет мощным сдерживающим фактором для дальнейшего расширения автоматизированных аккаунтов. Двухфакторная проверка подлинности с использованием адреса электронной почты или номера телефона при регистрации является разумным началом. Технология капча (CAPTCHA), требующая, чтобы пользователи идентифицировали изображения автомобилей или уличных знаков – то, что люди могут делать лучше, чем машины (по крайней мере, на данный момент) – также может ограничивать автоматические регистрации и активность ботов.
Эти меры предосторожности вряд ли нарушат право человека высказывать свое мнение. Официальные лица системы общественного здравоохранения должны проявлять осторожность при сопоставлении прав на свободу слова и откровенной лжи, угрожающей общественному благосостоянию. Злоупотребление анонимностью, предоставляемой Интернетом, спам-аккаунтами, ботами и троллями используется для того, чтобы подорвать и загрязнить доступную информацию, и ввести в заблуждение людей. Принятие мер предосторожности по предотвращению ситуаций, когда на карту поставлена жизнь, является моральным долгом.
В двадцатом веке, глобальное общественное здравоохранение сделало огромный шаг вперед. Дальнейший прогресс в двадцать первом будет достигнут не только благодаря новаторским исследованиям и общественной работе, но и благодаря интерактивному взаимодействию. Следующая битва за глобальное здоровье может вестись в Интернете. И принимая срочные меры, чтобы победить троллей, мы можем предотвратить излечимые болезни и смертельные исходы во всем мире.
Джунаид Наби, исследователь в области общественного здравоохранения в Бригаме,
Женской больнице и Гарвардской медицинской школе в Бостоне.
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат ему и не обязательно отражают точку зрения
Бригама и Женской больницы.
Материал Project Syndicate