Несколько дней назад, проходя мимо здания Правительства, я обогнала группу сельчан, которая как раз обсуждала бесславие и величие Правительства Республики Молдова: «Большущая это махина, чтобы содержать такую-то, нужны деньжищи, а они еще и воруют». Я спросила, что именно значит для них Правительство, и чего они ожидают от этого учреждения.
Все они указали на серое здание у ПВНС: «Ну, вот же, Правительство – это здание». Любопытно, что люди не проводят различия между зданием и командой людей. Для многих из нас правительство – это серое здание. Я спросила, знают ли они, сколько людей работают в здании, сколько денег они получают/тратят, за какие виды деятельности? Они засмеялись, будто я спросила их, сколько звезд на небе.
Я вернулась в редакцию с намерением – узнать, сколько людей в действительности работает в «этой махине». Много ли, мало ли? Я искала эту информацию на общедоступных веб-сайтах до головокружения. На веб-странице Правительства я так и не нашла органиграмму, чтобы получить представление о том, как выглядит схема Правительства, и проинформировать, в свою очередь, читателей. Я обращалась к различным источникам. Кто-то сказал мне, неофициально, что все правительственные учреждения объединяют около 30.000 чиновников. Все они получают зарплату: кто больше, кто меньше, – располагают кабинетами, компьютерами, офисами, расходуют электричество.
Более того, в тот же день я узнала очень любопытную информацию: около половины сотрудников административного аппарата Парламента – водители, которые отвозят и привозят депутатов; при этом государство оплачивает приобретение машин, их техническое обслуживание, топливо, и, конечно же, выплачивает зарплату и пособия. По последним данным, в Парламенте около 60 автомобилей, и столько же водителей. Сколько из них готовы рассказать о том, как безответственно они возят этих депутатов или их родственников на рынок, к родственникам супругов, на храмы городов и сел, на кресбины, за покупками, на озеро или… к любовницам, потому как и такие случаи становились известны общественности. Сколько из них оставят законодателей самих за рулем? Большинство из этих водителей будут жаловаться на низкие доходы, но будут настаивать, чтобы остаться. Потому что существуют преимущества, которые не передаются на бумаге, но от которых они не хотят отказываться.
Вчера Дмитрий Алаиба, глава Секретариата Экономического совета премьер-министра, написал в своем блоге текст-рассуждение под названием «Правительство всего из 10 министерств». Аргументы оптимизации представлены один за другим: «Молдова оказалась в ситуации, в которой необходимо сократить, жестко урезать бюрократический аппарат – об этом нам говорят и внешние партнеры, и деловая среда, и люди в целом устали от бюрократии и слишком большого количества начальников… Если в таких странах, как Франция или Италия (среди многих других), экономика и финансы могут относиться к одному министерству, то могут и у нас. Дополнительное преимущество – один главный переговорщик с донорами (из МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, ЕИБ и т.д.), который может компетентно вести обсуждение». Затем, Алаиба представляет оптимизированную структуру: «Мы упростили более 30% кабинета. Из 16 министерств остаемся с 10, и из 4 заместителей министров оставляем 3. И, если говорить о структуре всего Кабинета, я не понимаю, почему президент Академии наук, который не выиграл ни одних демократических выборов, должен быть членом правительства по должности уже на протяжении 10 лет».
Молдова является маленькой страной, у которой всегда был маленький бюджет, а возможности бюджета 2015-2016 гг. и того меньше, из-за цепи слабых звеньев банковской системы. Возможно, необходимо дополнить ее корпусом следственных органов (но не раньше их реформирования), но административный корпус с тысячами персональных водителей должен быть сокращен.
Тоже вчера, Штефан Фюле, в рамках встречи в Кишиневе, спросил у Дмитрия Дьякова: «Что означает проевропейское правительство?» Ответ был похож на ответ президента Тимофти о том, что у нас чего-то нет, потому что мы не знаем. Но мы хотя бы сможем узнать, кто это будет, и сколько это будет стоить.
Алина РАДУ