Вопросом озаботились одновременно президент, патриарх и председатель парламента; они считают, что свободой слова в стране “злоупотребляют”
По материалу JAMnews
Президент Саломе Зурабишвили заговорила о клевете на первой же пресс-конференции после избрания. Свобода слова в Грузии зачастую принимает “уродливые формы” – сказала президент, подчеркнув, что закон о клевете – необходим.
По действующему законодательству, вопросы о клевете регулирует закон о свободе слова и свободе самовыражения. Но Зурабишвили считает, что текст этого закона расплывчат.
Президент обратилась к неправительственным организациям с призывом включиться в обсуждение нового закона и отметила: есть страны, которым удалось найти баланс между свободой слова и клеветой:
“Например, Франция. Конституционный суд Франции постановил, что принятый закон [о клевете] не противоречит свободе слова”, — подчеркнула она.
Примечательно, что только на прошедшей неделе требование ввести регуляции для свободы слова в Грузии прозвучало целых два раза.
7 января его затронул патриарх грузинской церкви в своем рождественском послании. В частности, он заявил, что “свободой слова злоупотребляют”.
Позднее с патриархом и президентом согласился председатель парламента Ираклий Кобахидзе, заявив, что “клевета стала серьезной проблемой, требующей принятия необходимых мер”.
Затем подтянулся еще один влиятельный политик – мэр Тбилиси Каха Каладзе:
“В развитых странах ведется серьезная борьба с фейками, клеветой… И мы должны найти способ справиться с этой проблемой”, — сказал Каладзе.
Реакция гражданского сектора
После этих заявлений, у журналистов и представителей профильных неправительственных организаций не осталось сомнений в том, что власти собираются ужесточить законодательство.
Так, директор “Хартии журналистской этики Грузии” Ната Дзвелишвили в комментарии Радио Свобода предположила, что “обсуждение ущемления свободы самовыражения принимает серьезный оборот”, хотя при этом Дзвелишвили считает, что власть все-таки не сможет заменить нынешнее прогрессивное законодательство.
“В условиях современных технологий, на фоне алгоритмов, управляющих социальными сетями, невозможно ограничить свободу самовыражения, если нет желания превратить наше государство в подобие, скажем, Турции», — говорит Дзвелишвили.
Что произойдет, если клевета станет уголовно наказуемой? Эффект будет сомнительным, полагает юрист Георгий Мшвениерадзе. По его мнению, критикующие медиа станут более осторожными и утратят всю остроту.
“А это уже шаг назад”, — говорит юрист.
Законодательство сегодня
Согласно действующему законодательству, за клевету в Грузии не предусмотрено тюремное заключение. Согласно закону “О свободе слова и свободе самовыражения,” клеветой считается распространение неверных фактов, задевающих честь и достоинство другого человека или группы людей.
Клевета является предметом гражданского спора. Заявитель сам должен доказать, что распространенная о нем информация является лживой. Если ему удается выиграть дело, то суд может обязать клеветника опубликовать опровержение и компенсировать моральный ущерб пострадавшему.
Если же на клевету жалуется публичное лицо, то закон обязывает суд подключить дополнительные механизмы по предотвращению возможного нарушения свободы слова.