Дела полицейских: Публично осуждены или оправданы судом

25 октября 2016 года. В ходе очередного заседания патрульных инспекторов, Виорел Морарь, глава Прокуратуры по борьбе с коррупцией, и Александру Пынзарь, начальник Генерального инспектората полиции, объявили, что были оформлены протоколы в отношении сотрудников, нарушивших закон. «Были освидетельствованы полицейские, умышленно нарушившие законные положения, совершившие действия по получению взятки…», – заявил Пынзарь в речи, снятой на видео. «Мне жаль видеться с вами в таких обстоятельствах, но это реальность. Я вас прошу. Сотрудники полиции будут названы, и они сделают шаг вперед и пойдут с прокурорами», – сообщил полицейским Виорел Морарь. 28 служителей закона сделали шаг вперед. Большинство из них были задержаны на 72 часа, а другим были выданы ордера на предварительный арест. Спустя два года после этого события, ни один полицейский не находится за решеткой, и большинство из них продолжают выполнять свои функции после того, как получили символические наказания или даже были оправданы.

ZdG наблюдала за тем, как рассматривались дела, в которых фигурировали задержанные патрульные инспекторы, а с помощью ответа, предоставленного Прокуратурой по борьбе с коррупцией (ПБК), а также данных, представленных на портале судебных инстанций, предоставляет подробности о ходе всех процессов. Два года спустя после задержания полицейских, были вынесены приговоры в отношении 11 патрульных инспекторов. Согласно информации, предоставленной ПБК, уголовные дела в отношении восьми инспекторов находятся на рассмотрении Кишиневского суда, а на стадии уголовного преследования было еще пять уголовных дел. По этим 11 делам, по которым есть приговоры, ни один полицейский не был наказан заключением и только два служителя закона были лишены права занимать государственные должности. Другие патрульные инспекторы либо были оправданы, либо приговорены к штрафу, но без запрета занимать должности в государственной системе, соответственно, они смогли вернуться на прежние рабочие места. Некоторые водители «поспособствовали» возбуждению уголовных дел в отношении нескольких сотрудников полиции.

Административный штраф в 3 тыс. леев

Василе Лупашко, офицер патрулирования Роты сопровождения и патрулирования специальных миссий НИП ГИП в специальном звании – старший лейтенант полиции, 29 января 2016 года был обвинен в эпизоде получения взятки в сумме 200 леев вечером 24 октября 2016 года, днем ранее массовых задержаний полицейских. Полицейский получил взятку за неоформление протокола на водителя, Александра Шпака, который находился за рулем автомобиля, имевшего технические проблемы, и у него не было с собой прав на вождение. Первая инстанция наказала полицейского уголовным штрафом в размере 30 тыс. леев и запретом занимать определенные государственные должности в течение трех лет.

Полицейский обжаловал решение, ссылаясь на то, что его причиной была провокация, инсценированная в ходе активной кампании по удержанию участников дорожного движения от актов коррупции, после того, как Правительство объявило о «борьбе с коррупцией» в качестве приоритета. Апелляционная инстанция констатировала, что служитель закона вернул деньги вместе с документами, когда заметил записывающее устройство в оборудовании водителя, но не установил, что водитель был оперативным агентом или что он был связан с правоохранительными органами. Поскольку ущерб причинен не был, а полицейский совершил преступление впервые, магистраты Кишиневской Апелляционной палаты приняли решение о прекращении уголовного процесса и применении административных штрафов в размере трех тысяч леев. Василе Лупашко продолжает занимать ту же должность.

Несколько полицейских продолжают работать

Так же развивались события и по другим делам, в которых фигурировали патрульные инспекторы, задержанные 25 октября 2016 года. Например, Александру Казаку и Александру Киперь удалось избежать уголовного наказания по решению судьи Андрея Никулчи из Буюканского отделения Кишиневского суда. В то время как Александра Казаку оправдали, поскольку он не совершал преступления в виде пассивной коррупции, его коллега, Александру Киперь, был освобожден от уголовной ответственности и наказан только административным штрафом в размере 3 тыс. леев за получение взятки от водителя, управляющего автомобилем в отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и отчета об испытании автомобиля. В настоящее время оба полицейских работают в качестве патрульных инспекторов, в то время как их дело находится на рассмотрении в Кишиневской АП.

Другой патрульный офицер, Николае Сырбу, обвиненный в том, что 22 октября 2016 года он потребовал и получил взятку в размере 400 леев от водителя, как и в других случаях, оснащенного аудио-видео записывающим оборудованием, отделался штрафом в 40 тыс. леев, не получив запрет на занятие государственных должностей, после того, как признал вину и попросил, чтобы суд основывался на доказательствах, представленных на стадии уголовного преследования. Хотя в первой инстанции прокурор потребовал лишить полицейского права занимать государственную должность в течение трех лет, он не оспорил приговор первой инстанции.

Двое полицейских исключены из системы

Хотя в основе уголовных дел находился один и тот же сценарий, в случае двух полицейских были приняты два разных решения. Они были приговорены к штрафу и отстранены от системы. Вадиму Безбородко, офицеру патрулирования Рышканской роты Патрульной бригады Национальной инспекции патрулирования (НИП), было предъявлено обвинение в получении взятки в размере 400 леев 24 октября 2016 года, за то, что он не наказал водителя, управлявшего автомобилем без водительских прав. 12 июня 2017 года Безбородко был приговорен Кишиневским судом к уголовному штрафу в размере 15 тыс. леев и запрету на занятие государственных должностей в течение одного года. Решение было принято судьей Сергеем Лазэрь после того, как полицейский признал свою вину. Полицейский не оспорил наказание, а, согласно фотографиям, опубликованным на его странице в социальной сети после оглашения приговора, он уехал на работу в Великобританию.

Другим полицейским, исключенным из системы, является Василе Оника, патрульный офицер Буюканской роты Батальона № 2 Патрульной бригады НИП. Он был оштрафован на 22 тыс. леев, к нему был применен запрет занимать государственные должности в течение трех лет. Решение оставлено в силе Высшей судебной палатой.

Другие дела, в которых фигурируют патрульные инспекторы

Игорь Кроитору, офицер патрулирования Роты сопровождения и патрулирования специальных миссий, освобожден от уголовной ответственности и наказан тремя тысячами леев. В марте 2018 года дело было отправлено в Кишиневскую АП на пересмотр, следующее слушание назначено на 23 января 2019 года.

Михаил Гаврилица, патрульный офицер Роты сопровождения и патрулирования специальных миссий НИП, – уголовный штраф в размере 24 тыс. леев, без наложения запрета на занятие государственных должностей. Кишиневская апелляционная палата распорядилась о проведении повторного рассмотрения дела. В Кишиневском суде следующее слушание назначено на начало февраля 2019 года.

Михай Лефтер и Денис Гордей, инспекторы Буюканской роты Патрульной бригады НИП МВД, были оправданы Кишиневской АП на том основании, что не было установлено «наличие преступного деяния. В декабре 2018 года ВСП отклонила кассационную жалобу прокурора как явно необоснованную.

Дмитрий Пануш, младший патрульный инспектор Взвода Хынчешты-Чимишлия-Леова, был оправдан. Кишиневская АП отправила дело на повторное рассмотрение, последующее слушание было назначено на 22 января 2019 года в Хынчештском суде.

Дела других патрульных инспекторов: Серджиу Германа, Николая Мариана, Михаила Давида и Андриана Додицэ, – проанализированные ZdG, находятся на рассмотрении в первой инстанции.

Реакция Антикоррупционной прокуратуры

«Смысл данной операции заключался в борьбе с феноменом систематической коррупции в рядах сотрудников НИП. Вследствие регистрации многочисленных жалоб от граждан по поводу систематических сборов неформальных платежей с водителей, было принято тактическое решение действовать через масштабную операцию. Что касается санкционирования инспекторов, законодатель предусматривает за подобный вид преступления, предусмотренного ст. 324 п.4), наказания, не связанные с лишением свободы, а именно, с наложением штрафа в размере от 1000 до 2000 условных единиц с запретом занимать определенные публичные должности сроком до 5 лет, это объясняется тем, что суммы денег, взимаемые инспекторами, в большинстве случаев были незначительными. Более того, оценка и применение уголовных санкций относится к компетенциям судебных инстанций, прокуроры уполномочены преследовать и поддерживать обвинение в суде».

Через пресс-службу НИП, ZdG запросила реакцию по данному поводу и у Александра Пынзарь, начальника НИП. Но до окончания работы над выпуском ответа мы так и не получили.

Марина Морарь, Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Бывший прокурор муниципия Кишинэу о делах против полицейских: Акция, организованная для сокрытия реального уровня коррупции в ГИП | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -