Лаура Кодруца Ковеши ищет справедливости в Европейском суде по правам человека. Бывшая Главный прокурор Национального управления по борьбе с коррупцией (НУБК) подала жалобу в ЕСПЧ, оспаривая то, как была уволена с должности, передает Digi24.
Иск, предъявленный Лаурой Кодруца Ковеши, был направлен в ЕСПЧ в конце прошлого года. Кстати, срок, в течение которого решение об отзыве могло быть обжаловано, составляет 6 месяцев и истечет через день.
Президент Румынии Клаус Йоханнис подписал указ об отставке Лауры Кодруца Ковеши с должности директора НУБК 9 июля в результате решения Конституционного суда, это при том, что ранее Йоханнис отказывался подписывать указ об увольнении Ковеши.
30 мая 2018, большинством голосов, Конституционный суд Румынии (КСР) установил наличие правового конфликта конституционного характера между министром юстиции и президентом Румынии, вызванного отказом Клауса Йоханниса дать ход предложению об освобождении от должности главного прокурора НУБК, Лауры Кодруцы Ковеши. В пресс-релизе, КСР указал, что румынский президент должен издать указ об освобождении Ковеши от должности.
«Суд, большинством голосов, постановил: 1. Констатировать существование правового конфликта конституционного характера между министром юстиции и президентом Румынии, порожденным отказом президента Румынии дать ход предложению об освобождении от должности главного прокурора НУБК, Лауры Кодруцы Ковеши. 2. Президент Румынии должен издать указ об освобождении от должности главного прокурора НУБК, г-жи Лауры Кодруцы Ковеши», – уточняется в пресс-релизе КСР от 30 мая 2018.
Решение Конституционного суда Румынии вывело тысячи румын на протесты
Решение КСР, принятое вечером 30 мая, вывело тысячи румын на улицы в Бухаресте, Тимишоаре, Сибиу, Констанце, Ораде и Яссах. Они выступали против решения конституционной инстанции. Манифестанты скандировали «Воры», «Долой коммунизм», «СДП – красная чума» и другие лозунги против Социал-демократической партии и судей Конституционного суда.
1 июня 500 прокуроров подписали открытое письмо с требованием уважать независимость правосудия. Они утверждают, что единственным учреждением, которое управляет карьерой прокуроров, является ВСМ (Высший совет магистратуры), и что Министерство юстиции «не имеет никакого отношения и не играет никакой роли в профессиональной деятельности прокуроров или в любом уголовном или гражданском деле».
После оглашения решения Конституционного суда Румынии, Клаус Йоханнис заявил, что прокуроры не должны «политически контролироваться» и что они находятся под авторитетом, а не в подчинении министра юстиции, уточняя, что ожидает мотивированного решения Конституционного суда.
«Я жду мотивации Суда, которое мы прочтем, пока мы не поймем его или не поймем что-нибудь из него, а затем я скажу, что нужно сделать или что я буду делать, более точно. Но, на данный момент, я могу сказать вам две или три вещи, которые очевидны в этом деле. Это решение Суда говорит только об очень конкретном вопросе по освобождению или отсутствию освобождения от должности главного прокурора НУБК. В реальности, однако, возникают еще много тем, которые заслуживают обсуждения. Например, статус прокуроров. Я лично убежден, и я буду действовать соответственно, очевидно, что прокуроры должны быть независимыми. Прокуроры ни при каких обстоятельствах не должны подвергаться политическому контролю. Прокуроры не могут быть подчинены политическому деятелю, будь он даже министром. Следовательно, все, что мы делаем в Румынии как государство, должно обеспечить независимость прокуроров, чтобы гарантировать независимое правосудие», – заявил тогда Клаус Йоханнис.
Увольнение Ковеши
Спустя несколько часов после того, как президент Румынии подписал, все же, указ об освобождении Лауры Кодруцы Ковеши от должности главы Национального управления по борьбе с коррупцией, Ковеши сделала заявления для прессы.
«НУБК доказало, что закон един для всех и никто не является слишком сильным, чтобы избежать правосудия. Независимые прокуроры расследовали дела людей, которые казались недоступными, невзирая на их должность, невзирая на социальный статус и невзирая на их имущество. Мы внесли свой вклад, через следствие, в осознание обществом о серьезности коррупции. То, что нам удалось доказать, в первую очередь, это показать, что публичные учреждения в Румынии эффективны, что они работают наравне, но, главное, что да, коррупцию можно победить. Нет, сегодняшний эпизод это не поражение», – подчеркнула Лаура Кодруца Ковеши.
В иске, направленном в Европейский суд по правам человека, указывается, что одностороннее решение Конституционного суда не дало Ковеши возможность обжаловать решение, как это предусматривает Европейская конвенция по правам человека, и даже не стало частью конфликта, инициированного правительством в Конституционном суде, конфликта с президентом Румынии, который был решен в пользу правительства и в результате чего глава государства был вынужден издать указ об увольнении.
В рейтинге «Индекс восприятия коррупции» за 2016 год Румыния расположилась на 57 месте из 176 стран, набрав 48 баллов. За последние годы Румыния стала примером для стран Восточной Европы в борьбе с коррупцией. Национальное управление по борьбе с коррупцией, созданное еще до вступления в ЕС, резко усилило обороты, после того как его возглавила в мае 2013 года бывший генпрокурор Лаура Ковеши. В первый год ее работы десятки судей, прокуроров, депутаты и экс-министры попали под подозрение в коррупции, 90% обвиняемых в коррупции получили уголовное наказание.
Согласно опросу Avangarde от июля 2016 года антикоррупционное ведомство и судебная власть вышли в лидеры по показателям доверия со стороны граждан: НУБК обладало доверием 56% румын, Высший кассационный суд – 58%.
Ольга БУЛАТ
Pingback: Лаура Кодруца Кёвеши выиграла дело против Румынии в ЕСПЧ о незаконном смещении с должности генпрокурора НУБК | Ziarul de Gardă RUS