Приговор к уголовному штрафу заместителя начальника Управления по борьбе с организованной преступностью в рамках Национальной следственной инспекции выводит на свет новые подробности уголовного дела, по которому прокуроры Кишиневской прокуратуры, отделения на Чеканах, Роман Клим и Евгений Тифой, а также трое полицейских, потребовали у представителей одной из компаний 200 тысяч евро, впоследствии получив, согласно информации, обнародованной Прокуратурой по борьбе с коррупцией, 70 тысяч евро и 6 тысяч долларов США, что эквивалентно примерно 1,5 млн. леев.
Валентин Самоил, заместитель начальника Второго управления организованной преступности Национальной следственной инспекции, был приговорен к уголовному штрафу в размере 90 тысяч леев после признания вины по делу, по которому его судили за извлечение выгоды из влияния. Самоил, вместе с прокурорами Евгением Тифой и Романом Климом из Кишиневской прокуратуры, отделения на Чеканах, и двумя другими лицами были задержаны на 72 часа, а затем отправлены на 30 дней под стражу 18 января 2018 года по обвинению в вымогательстве 200 тысяч евро у трех предпринимателей и получении около 1,5 млн. леев.
Заявления обвиняемого, признавшего вину: «Я хотел поддержать их морально»
Дело в отношении Валентина Самоила было выделено из основного дела после того, как «служитель закона» признал свою вину, заключив с прокурором по борьбе с коррупцией, ведущим дело, соглашение о признании вины. В судебной инстанции дело рассматривалось в особом порядке, после восьми слушаний. Согласно приговору, вынесенному судьей Геннадием Плэмэдалэ, Самоил был обвинен в истребовании 200 тысяч евро, что эквивалентно 4,2 млн. леев. В обмен на деньги он должен был оказать влияние на следователей и прокуроров Кишиневской прокуратуры, отделения на Чеканах, ведущих уголовное производство по данному делу, по которому были задержаны три лица, управлявшие КП ООО «Radeva-Grup»: Анатолий Брашовяну, Олег Брашовяну и Виталий Тодорогло, – всех троих подозревают в уклонении от уплаты налогов. Согласно обвинению, Самоил должен был обеспечить его освобождение из-под стражи с последующим выведением из-под уголовного преследования и закрытием уголовного дела.
Выступая в судебной инстанции, Валентин Самоил заявил, что он был другом семьи Брашовяну и что он просто пытался помочь им и «морально поддержать» их. Самоил признал, что узнал о ведении уголовного дела, по которому проходила тройка, Октавианом Бусуйоком, следователем Генерального инспектората полиции № 3, и согласился увидеться с ним на стоянке торгового центра «Grand Hall». Мотивируя тем, что трое задержанных лиц были друзьями семьи, он попросил Бусуйока сообщить ему подробности уголовного дела, по которому они проходили. Вместе с тем, Самоил заявил, что он попросил Бусуйока «найти решение», чтобы помочь семье Брашовяну, а офицер сказал ему, что он не может, потому что дело находилось в разработке отделения Кишиневской прокуратуры на Чеканах.
Впоследствии Валентин Самоил рассказал, что его супруга Антонина пригласила к ним домой Радмилу Идричан, партнершу одного из трех лиц, задержанных по делу об уклонении от уплаты налогов, и там она попросила ее «искать пути для разрешения ситуации, возникшей в прокуратуре на Чеканах, а именно, чтобы заплатить без указания суммы». Самоил сказал Радмиле, что придется заплатить прокурору деньги за освобождение задержанных, и подтвердил, что договорился с ней: если она не сможет решить проблему, он передаст 200 тысяч евро для решения «проблем».
Свидетель: «Именно с этими четырьмя прокурорами необходимо достигнуть договоренности»
Один из ключевых свидетелей по этому делу изложил факты иначе. Радмила Идричан сообщила суду, что в какой-то момент поняла, что пара Самоил была вовлечена в дело с самого начала. Свидетельница заявила, что на встречах, которые у них были, «Антонина и Валентин сказали, что нужно решить очень быстро, чтобы Олег (один из задержанных, прим.ред.) был освобожден и чтобы его не арестовали на 30 дней», а также что уголовное дело «ведут четыре прокурора сект. Чеканы и что именно с этими четырьмя прокурорами необходимо достигнуть договоренности, и особенно с прокурором Евгением Тифоем». Вместе с тем, Самоил настойчиво пытался убедить ее выплатить сумму в размере 200 тысяч евро, «в противном случае Олега могут закрыть на 30 дней и начнет терять клиентов, а, когда он выйдет из тюрьмы, предприятие больше не будет работать, и они не смогут вернуться на рынок вообще».
Радмила Идричан также сообщила, что 12 февраля 2017 года в офис Прокуратуры обратились Анатолий и Олег и рассказали о беседе с Валентином Самоил, не называя его имени. «После нескольких бесед между ее супругом и Анатолием, содержание которых она не слышала, Анатолий подошел к ней и сказал, чтобы она зашла в кабинет к прокурорам и подписалась, что получает деньги, а именно: 10 тысяч евро и 6 тысяч долларов США, изъятые во время обыска у нее дома. Анатолий, подходя к ней, попросил ее принести 60 тысяч евро, которые она за день до того получила в банке. Таким образом, она вернулась домой, взяла деньги, все они были номинальной стоимостью по 500 евро, она упаковала их в обычный белый пакет и передала их Анатолию, который их взял, затем подошел к Октавиану Бусуйоку, после чего зашел с пакетом к прокурорам. После этого Олег с Анатолием подошли к ней и Олегу и сказал, что они договорились, чтобы он остался еще на ночь в изоляторе. В понедельник, на следующий день, 13 февраля 2017 года, было проведено слушание, и все трое были освобождены под судебный контроль», – рассказала Радмила Идричан. Она сказала, что впоследствии она с мужем встретилась с семьей Самоил и в ходе беседы они поняли, что те знали интимные подробности из их жизни, которые не могли быть известны, разве что лицам, прослушавшим телефонные разговоры. Таким образом, она пришла к выводу, что семья Самоил была вовлечена в уголовное дело, по которому компания ее мужа проходила за уклонение от уплаты налогов.
Штраф в сумме 90 тысяч леев, без запрета на занятие государственных должностей
На слушании были рассмотрены и другие доказательства, включая телефонные разговоры с участием лиц, проходящих по делу, факты, согласно которым судебная инстанция пришла к выводу, что вина Валентина Самоила была доказана. Вместе с тем, учитывая, что он «чистосердечно раскаялся», судья распорядился о применении в отношении подсудимого наказания без лишения свободы, оштрафовав на общую сумму 90 тысяч леев, «принесший реальный доход в государственный бюджет». В отношении Самоила не был применен запрет на занятие государственных должностей, поэтому он сможет вернуться в правоохранительные органы. Приговор может быть обжалован в Кишиневской апелляционной палате, а после того, как он станет окончательным, Самоил сможет оплатить половину штрафа в течение 72 часов, то есть 45 тысяч леев. Его адвокат не хотел обсуждать дело, в то время как Валентин Самоил не отвечал на неоднократные звонки ZdG.
Основное уголовное дело, по которому проходят прокуроры Евгений Тифой и Роман Клим, еще не было направлено в суд. «Уголовное преследование по этому делу было завершено, необходимо представить материалы сторонам, рассмотреть имеющиеся заявления и ходатайства, а также составить обвинительное заключение», – заявила недавно Zdg Анастасия Михэлчану, пресс-секретарь Прокуратуры по борьбе с коррупцией.
Эта статья подготовлена в рамках проекта «Консолидация правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемый О.А. «Юристы за права человека», при поддержке National Endowment for Democracy, которые никоим образом не оказывают влияние на выбор тем и содержание публикуемых расследований.
Виктор МОШНЯГ