У Национального банка Молдовы новый руководитель. 20 ноября, по истечении двух с половиной лет мандата из 7, на которые он был избран, Сергей Чокля подал в отставку, а спустя три дня парламентское большинство приняло его заявление. «Большинство» отказало депутатам ЛДПМ и ЛП в требовании слушания Сергея Чокли в Парламенте. Чокля также не предоставил больше подробностей. Я ухожу по «личным причинам», написал он в заявлении об отставке, хотя за три недели до этого его похвалили в парламенте за стабилизацию ситуации в банковской системе.
Сергей Тофилат, экономический аналитик, считает, что Чокля ушел добровольно. «По моральному обязательству, я думаю. Что заставило его так поступить? Я подозреваю, что его попросили сделать что-то противозаконное (подлость), так же, как просили до него других, как Дрэгуцана. Он был с этим не согласен и тогда решил, что лучше уйти с должности, чем играть в грязные игры в интересах Плахотнюка. Он умный парень, профессионал своего дела, у него есть шанс сделать хорошую карьеру где-нибудь за пределами Молдовы. Зачем ему погружаться во всю трясину, в которую хотят вовлечь его такие, как Плахотнюк. Мы видим, что произошло с другими. Из соучастия и отставки он выбрал отставку. Ведь ситуация ухудшается, растут санкции в адрес Правительства, ЕС требует изменений, и не время ставить крест на своей жизни, своем будущем и пачкаться их деньгами, даже если это большие деньги», – отмечает Тофилат.
«Сложно сказать, ушел ли он сам, или же его заставили уйти? Предполагать мы можем многое. Проблема в том, что в захваченном государстве, где все решается в определенном кругу людей, трудно сделать уместный анализ. Что мы знаем, так это то, что Чокля не из их компании. Второе: Чокля не Дрэгуцан, исполнявший все, о чем его просили. Существует объяснение: Дрэгуцан был назначен губернатором по политическим критериям, в то время как Чокля был предложен нашими европейскими партнерами. В каких отношениях он был с режимом и насколько с ним ладил, мы снова можем лишь предполагать, потому что за два с половиной года Чокля ни разу не заявлял о том, что у него были проблемы. Изменилось ли что-то в результате последних критических решений в адрес Правительства Республики Молдова со стороны ЕС и НАТО? Возможно», – отмечает Валентин Долганюк, политический комментатор.
Лилиана Каращук, Transparency International, объясняет уход Серджиу Чокли с должности президента Нацбанка тем, что «он давно хотел сбежать из НБМ, потому что здесь совершается много противозаконного. С его стороны было правильным решением уйти, если он не в силах ничего изменить. Неправильно то, что он не выступил ни с каким публичным заявлением о том, что именно происходит в банковской системе, ведь здесь происходит много странностей, и если он хотел что-то изменить и не смог, потому что ему не позволили, тогда правильно уйти. Другое дело, повторюсь, что он должен выступить с публичным заявлением, чтобы все узнали об истинных причинах его ухода. Да, это нелегко, но это правильно».
Валерий Муравский, бывший премьер-министр Молдовы, считает, что после ухода Чокли, не будет ничего хорошего. «Я думаю, что его уход был выбором между достоинством и сговором с властью. Эта должность подходит не каждому, даже из системы. Я говорю это как бывший министр финансов, занимавшийся в 1991 году созданием банковской системы в Республике Молдова. В отношении Чокли я в начале не был уверен, что он сможет что-то сделать, учитывая беспорядок, до которого дошла банковская система. Сейчас же мое мнение: он справился с ситуацией. Система стабилизировалась. Ушел ли он добровольно или принудительно? Мы не знаем всех тонкостей, но я думаю, что его уход связан с делом о краже миллиарда, в котором он хотел разобраться, но ему не позволили. Так как ему запретили это, он принял решение уйти. Что будет дальше? Ничего хорошего», – заключил Муравский.
Сергей Чокля объявил о том, что подал заявление об увольнении 20 ноября н.г., после того, как представил стратегические цели Национального банка Молдовы на следующие три года.
«Моей целью было работать в НБМ столько, сколько необходимо для укрепления банковской системы Республики Молдова и вывести финансовую систему из кризиса. Другой момент заключался в том, чтобы реформы прошли невозвратную точку. Я считаю, что этот шаг был принят в октябре 2018 года после продажи пакета MAIB», – сказал Серджиу Чокля в ходе брифинга.
29 ноября спикер Парламента Республики Молдова, Андриан Канду, заявил, что намерен предложить кандидатуру министра финансов Октавиана Армашу на должность главы Национального банка Молдовы.
В тот же день, Армашу был назначен новым руководителем Нацбанка.