В среднем, каждые 28 часов в публичном пространстве появляется случай использования политических высказываний, содержащих ненависть. По данным отчета ассоциации «Promo-LEX», Игорь Додон, Илан Шор и Марина Таубер являются политиками, которые чаще всего высказываются, разжигая ненависть.
Примар Оргеева, Илан Шор
По словам авторов доклада, одна из наиболее агрессивных речей была произнесена примаром Оргеева Иланом Шором, который во время публичной демонстрации обратился к своим политическим оппонентам Майе Санду и Андрею Нэстасе.
«В риторике Илана Шора содержатся оскорбительные ярлыки и обесчеловечивание противников, которых он сравнивает с «мышами» и «животными». Речь также содержит угрозы физического насилия и конкретные примеры того, как будет применяться это насилие: «мы будем их давить и душить», «закопаем их» – отмечается в отчете «Promo-LEX».
Примар Жора де Мижлок, Марина Таубер
В другой публичной демонстрации, организованной Партией «Шора», речь о ненависти переросла в насильственные действия. Члены и сторонники партии вышли с метлами на символическую акцию по уборке мусора, намекая на политических оппонентов, партии ПДС (партия «Действие и солидарность») и ППДП (партия Платформа «Достоинство и правда»). Вице-председатель партии, Марина Таубер, несколько раз угрожала участникам мероприятия метлой. Впоследствии некоторые участники переняли эту манеру поведения и начали бить метлами оппонентов.
Президент РМ, Игорь Додон
Президент Игорь Додон чаще всего использовал высказывания с разжиганием ненависти, а также другие формы публичного продвижения нетолерантности. Хотя президент Республики Молдова не был так агрессивен в высказываниях, как примар Оргеева Илан Шор, тем не менее, его риторика была одной из самых жестких из всех зарегистрированных и повторялась постоянно. Игорь Додон использовал подобные высказывания множество раз, большое количество случаев объясняется, в том числе, частым обращением к двум важным темам в повестке дня президента. Первая – это унионизм и необходимость защиты молдавской государственности и молдавского языка, а вторая – защита традиционной семьи и христианских ценностей. Президентская риторика в отношении унионизма и унионистов основана на необходимости борьбы с унионистским движением, ограничивая права унионистов или запрещая их законом.
Председатель ПКРМ, Владимир Воронин
«Когда ты говорила, я молчал, эй, красавица, успокойся!»
Сексистское обращение председателя Партии Коммунистов было сделано во время заседания Парламента. Также на заседании Парламента, Владимир Воронин подстрекал к дискриминации избирателей Либеральной партии: «Пусть отсохнут руки у тех, кто еще раз проголосует за них».
Экс-примар Бельц, Ренато Усатый
Во время одного из интервью для «Adevărul.ro», председатель «Нашей Партии» использовал предрассудки в адрес гомосексуалистов, чтобы оскорбить Влада Бэтрынчу: «Бэтрынча – голубой. Их марш ЛГБТ возглавляет Додон, а не я».
Депутат от ПСРМ, Богдан Цырдя
Одно из самых агрессивных высказываний Богдана Цырдя касается публичного заявления молодого человека из Гагаузии о том, что он гей. Цырдя опубликовал сообщение на своей странице в Facebook, в котором он классифицирует данную медиатизацию как нападение на традиционную семью и сравнивает геев с педофилами, зоофилами, некрофилами и герантофилами.
Председатель ППДП, Андрей Нэстасе
Во время одной из онлайн-трансляций на своей странице в Facebook, Андрей Нэстасе заявил: «Это животное – Плахотнюк – способно убить всех нас», «диктатура, из которой мы можем выйти только через кровопролитие».
Андрей Настась использует в своем выражении оскорбительные и бесчеловечные высказывания в отношении политического противника, а также намек на насилие.
Председатель фракции ПСРМ в Кишиневском муниципальном совете, Ион Чебан
Ион Чебан сделал несколько деклараций во время новой избирательной кампании по выборам примара Кишинева по поводу запрета маршей унионистов и представителей ЛГБТ.
По данным «Promo-LEX», часть высказываний политиков, призывающих к ненависти, относится к другим политикам, как правило, к оппонентам. В некоторых случаях это приводит к ответным реакциям с использованием аналогичного языка. Таким образом, создается замкнутая цепь нетерпимости, в которых ненависть порождает ненависть, а побочными жертвами являются люди, которые потребляют этот процесс с точки зрения медиатизации. Часто ненависть выражается сторонниками политиков, которые перенимают их риторику, усиливают ее и передают ее дальше.
Диана ГАЦКАН