Кремлевские историки пытаются обвинить финские войска в массовых расстрелах в Сандормохском лесу и таким образом скрыть правду о репрессиях.
Источник: Coda Story
На опушке лесного урочища Сандармох в Карелии стоит гранитный памятник с выгравированной надписью: «Люди, не убивайте друг друга». Камень установлен в память о жертвах так называемого «Большого террора»: в 30-х годах прошлого века на этих землях сотрудники сталинской тайной полиции НКВД расстреляли и захоронили более девяти тысяч человек.
А еще этот кусок скальной породы – неофициальный монумент в честь российского историка Юрия Дмитриева: именно он предложил поставить памятник, и именно ему принадлежит авторство надписи. Всю свою жизнь Дмитриев посвятил исследовательской работе, которая раскрыла правду о событиях в урочище Сандармох и установила имена множества жертв массовых казней в Карелии.
Сосновый бор за памятным знаком представляет собой мемориальное кладбище: скромные могильные камни перемежаются импровизированными памятниками, все они украшены венками из искусственных цветов. На стволах сосен — черно-белые фотоснимки расстрелянных заключенных. Потомки жертв сталинских чисток смогли почтить память погибших благодаря многолетней работе Дмитриева и его соратников из правозащитной организации «Мемориал».
В течение 30 лет команда ученого перелопачивала данные из советских архивов и изучала результаты раскопок по эксгумации останков. 6441 имя, 58 национальностей: таковы на сегодня результаты трудов по установлению личностей жертв массовых расстрелов.
Изучение истории трагических событий в карельских лесах ведется по сей день — однако теперь работе ученых и поисковиков мешает новое препятствие. Какое-то время назад «Российское военно-историческое общество» (РВИО) выступило с предложением установить рядом с мемориалом жертв сталинских расстрелов еще один монумент — в память о советских узниках финских концлагерей, чьи останки якобы тоже покоятся в земле лесного урочища Сандармох.
По утверждению авторов инициативы, на этой территории захоронены тела жертв военных преступлений фашистской Финляндии, которая при поддержке Германии оккупировала эту часть Карелии во времена Второй мировой войны. РВИО провело собственные археологические раскопки и теперь утверждает, что многие из захороненных в этих лесах останков на самом деле принадлежат не жертвам сталинских чисток, а солдатам Красной Армии, которых убили финны в эпоху Второй мировой.
Критики новой гипотезы уверены, что инициатива РВИО – это очередная попытка Кремля переписать советскую историю, еще один элемент в рамках масштабного комплекса мер по воспитанию у россиян патриотических чувств. По их мнению, власть стремится реабилитировать советского диктатора, подчеркнув его роль в победе Советского Союза во Второй мировой войне. То есть, цель новых раскопок — сделать так, чтобы Сандармох ассоциировался не со сталинскими репрессиями, а с потерями Красной Армии. Сторонники Дмитриева убеждены, что деятельность РВИО — целенаправленная попытка дискредитировать ученого и его коллегу Сергея Колтырина. Колтырин возглавляет Медвежьегорский районный музей — и тоже связан с мемориалом в Сандармохе.
В сентябре в Москве прошла пресс-конференция «по итогам военно-исторической поисковой экспедиции в районе урочища Сандармох», где представители РВИО заявили об «успехе» раскопок. Они рассказали журналистам, что в ходе летней экспедиции на урочище Сандармох археологи извлекли из земли останки пяти советских солдат. По версии военно-исторического общества, это тела красноармейцев, которые погибли в результате выстрела в упор от рук финских военных в годы Второй мировой войны.
Примечательно, что ранее нынешний российский режим предпочитал замалчивать любые попытки выяснить судьбу советских военнопленных — и даже препятствовал исследованиям в этом направлении, поскольку тема пленных солдат идет вразрез с патриотической трактовкой истории этой войны.
В качестве доказательства в пользу своей теории члены РВИО рассказали об обнаруженных в земле фрагментах зеленой ткани — по их словам, это остатки финских шинелей и гимнастерок, которые советским пленным выдавали в концлагерях.
Научный директор РВИО историк Михаил Мягков описал и найденные в ходе раскопок патроны: «Здесь и Remington, и калибр 45, и финские винтовки». И лишь затем добавил: «И советские пули…».
И все-таки представленные на пресс-конференции свидетельства нельзя назвать однозначными.
Нет никаких сомнений в том, что во времена «Войны-продолжения» (так в финской историографии называется советско-финская война 1941—1944 – прим. редакции) финны плохо обращались с захваченными в плен бойцами Красной Армии. По оценкам историков, по меньшей мере треть из 64 тысяч плененных советских солдат погибли в финских лагерях от голода, холода и болезней, а не менее тысячи были застрелены при попытке бежать из заключения.
Однако эти события происходили на территории Финляндии, где содержались большинство советских военнопленных. На этот факт указывает специалист по истории Финляндии и России Антти Куйяла, доцент Хельсинского университета. По словам финского историка, на настоящее время не существует ни одного доказательства того, что финны содержали советских солдат в Сандармохе, а тем более данных о том, что советских солдат там казнили. Кроме того, данные финских архивов указывают на то, что военнопленным выдавали коричневые английские шинели, причем шинели эти поставлялись в Финляндию еще во время Зимней войны между СССР и Финляндией 1939—1940 годов. Гораздо более вероятной Куйяла считает версию о том, что найденные российской экспедицией останки принадлежат политзаключенным, которых по приказу Сталина в 30-е годы расстреливало НКВД.
Профессор соглашается, что стопроцентной уверенности в таких случаях быть не может, — однако он убежден, что экспедиция раскопала останки именно жертв сталинских чисток.
Показательно, что после объявления итогов экспедиции РВИО, чью деятельность курирует непосредственно российский минкульт, заметно снизило свою активность. Пресс-служба общества заявляет, что специалисты еще не завершили анализ результатов раскопок. Научный директор Мягков на запрос о проведении интервью не отреагировал, а начальник поискового департамента РВИО Сергей Баринов (он руководил раскопками) отказался дать комментарий для нашего материала.
По всей видимости, инициаторы новой экспедиции задавались целью распространить альтернативную версию событий в Карелии — и таким образом отвлечь внимание от сталинских преступлений. В прошлом РВИО не раз доказало свою состоятельность в подобных вопросах.
Военно-историческое общество называет себя продолжателем Императорского Русского военно-исторического общества. Императорское общество основал в 1907 году царь Николай II, и оно прекратило существовать после революции 1917 года. Возродили военно-историческое общество в 2012 году — указом самого Владимира Путина. По уставу организации, деятельность РВИО направлена на «содействие изучению российской военной истории и противодействие попыткам ее искажения» — а также на «воспитание патриотизма и поднятие престижа военной службы».
Эксперты отмечают, что даже с учетом ошибок в толковании результатов новых раскопок властям удалось пробудить общественный интерес к темным главам истории Финляндии, что способствует успеху пропагандистской риторики с подменой понятий и «переводом стрелок» — и снизило накал общественной дискуссии на тему преступлений Иосифа Сталина.
Это не единственный пример того, как российские власти стремятся реабилитировать образ диктатора в глазах россиян. Месяц назад Кремль попытался не допустить проведение акции в память о жертвах советских политических репрессий, которую «Мемориал» каждый год организует на Лубянской площади напротив здания штаб-квартиры ФСБ (а ранее — КГБ). Однако властям пришлось отступить — и сотни людей все же пришли почтить память миллионов советских граждан, убитых по приказу Сталина. Успех акции — свидетельство того, что тема репрессий сейчас остро волнует российское общество.
Меж тем президент Путин свою позицию по вопросу четко обозначил в одном из прошлогодних интервью. Отвечая на вопрос журналиста, он резко осудил «излишнюю демонизацию» фигуры Сталина как «очередную попытку» очернить Россию и Советский Союз.
Тот факт, что Кремль приравнивает критику Сталина к нападкам на Россию, ставит под угрозу деятельность множества российских ученых и активистов, выступающих против ревизионизма при поддержке нынешней власти. Режим преследует представителей «Мемориала», в том числе самого Юрия Дмитриева и его соратника, директора карельского музея Сергея Колтырина. Сначала 62-летнего Дмитриева обвинили в изготовлении детской порнографии, а затем в «развратных действиях» в отношении приемной дочери. Месяц назад задержали и Колтырина, который ранее публично опровергал заявления РВИО об обнаружении останков советских военнопленных.
Многие потомки жертв расстрелов в Сандармохе обеспокоены тем, как российское правительство пытается исказить факты и переписывать советскую историю.
Среди них — 37-летний Алексей, который узнал о месте захоронения своего деда несколько лет назад благодаря деятельности «Мемориала». «Я против новых раскопок на месте массовых захоронений, — говорит он. — РВИО отметает важнейшие исторические факты с целью популяризировать новую версию событий».
Алексей живет неподалеку от Сандармоха — и был свидетелем раскопок под эгидой РВИО. Опасаясь преследований со стороны властей, он попросил не указывать в репортаже его фамилию.
Алексей напомнил о том, что руководитель экспедиции особенно активно напирает на то, что у нескольких найденных скелетов руки были связаны за спиной — по словам Баринова, именно так, со спины, расстреливали своих военнопленных финны.
Однако казнь путем расстрела со спины — это фирменный стиль НКВД. Данные из архивов говорят о том, что в Сандармохе сотрудники НКВД казнили репрессированных выстрелом в шею сзади — прямо над ямами для захоронения, причем ямы эти зачастую предварительно рыли перед смертью сами заключенные. С этой трактовкой итогов новой экспедиции согласен и профессор Куйяла: «По моему мнению, связанные за спиной руки убитых свидетельствуют как раз о том, что расстрелы проводил НКВД».
И все же по одному вопросу Алексей солидарен с российскими властями — в том, что касается ответственности за трагедию в Карелии самого Сталина. «Сталин не виноват в репрессиях», — так Алексей ответил на наш вопрос о том, кто же руководил массовыми казнями — в Сандармохе и не только .
Время работает на путинский режим — народная память о советских чистках ослабевает с каждым годом. Недавний соцопрос ВЦИОМ показал, что россияне в возрасте 18-24 лет почти ничего не знают о казнях эпохи сталинских репрессий, — при этом респонденты признают, что хотели бы узнать больше.
Maria Georgieva / Coda Story Фото: Arthur Bondar Mатериал адаптирован на русский при поддержке «Медиасети».