Материал Новой газеты
В Страсбурге Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла решение по иску оппозиционного политика Алексея Навального «против Российской Федерации». Суд признал политически мотивированными задержания и аресты Навального. В последний раз подобный вердикт в отношении России был вынесен четырнадцать лет назад, в 2004 году.
Алексей Навальный с братом Олегом. Фото: Юрий Сафронов/ “Новая газета”
Дело рассматривали двадцать судей во главе с итальянцем Гуидо Раймонди. Навальный пришел на заседание с братом Олегом и двумя адвокатами. Правительство России представляли два человека, глава делегации замминистра юстиции РФ Михаил Гальперин на заседание не явился.
ЕСПЧ постановил, что в отношении Навального была нарушена статья 18 Европейской конвенции по правам человека. Формально статья называется «Пределы использования ограничений в отношении прав», и в ней расплывчато говорится о том, что «ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены». Но привязка статьи 18 к другим статьям Конвенции (по которым ЕСПЧ ранее уже признал права Навального нарушенными) позволила суду сделать вывод о преследовании по политическим мотивам.
Суммы возмещения морального вреда и материального ущерба остались теми же: суд постановил выплатить Навальному из российской казны 50 000 евро компенсации морального вреда, 12653 евро за понесенные расходы и 1025 евро материального ущерба.
Фото: Юрий Сафронов/ “Новая газета”
Наличие нескольких связанных друг с другом статей отражено и в названии нынешнего дела «Навальный против России (№ 29580/12, 36847/12, 11252/13, 12317/13 и 43746/14)». Дело касается семи задержаний Навального на разных акциях протеста и «последующего судебного преследования за административные правонарушения», а также двух административных арестов на 7 и 15 суток. Перечисленные «случаи» произошли с марта 2012 по февраль 2014 года.
«Проанализировав два случая задержания, суд посчитал, что их целью на самом деле было подавление политического плюрализма, в нарушение статьи 18, комбинированной со статьями 5 и 11», — говорится в решении ЕСПЧ. Суд также рекомендовал, «следуя статье 46 Конвенции (обязательная сила исполнения решений), чтобы правительство России приняло меры для того, чтобы гарантировать право на свободу мирных собраний в России».
В последние несколько лет Навальный вынужден ездить в Страсбург как на работу, и выиграл в ЕСПЧ уже несколько дел против властей РФ, но это первый случай, когда Большая палата Европейского суда приняла к рассмотрению его заявление о политической мотивации в решениях российских судов. Более того, до сих пор ЕСПЧ выносил подобное решение по российским делам в пользу истца всего один раз, в 2004 году, когда признал политически мотивированным преследование Владимира Гусинского. Самому Навальному ранее тоже отказывали в применении статьи 18 – например, при вынесении решения по делу «Ив Роше» в пользу братьев Навальных, ЕСПЧ, тем не менее, отказался искать в нем политический мотив.
Первое решение по сегодняшнему делу ЕСПЧ вынес 2 февраля 2017 года. Суд признал, что во всех семи случаях задержаний была нарушена статья 11 Конвенции («право на свободу собраний») и пункт 1 статьи 5 («право на свободу и личную неприкосновенность»), и в шести случаях из семи был нарушен пункт 1 статьи 6 («право на справедливое судебное разбирательство»). При этом суд не признал нарушенной ст. 14 («запрещение дискриминации»).
Семеро судей ЕСПЧ тогда также отказались удовлетворить требование адвокатов Навального и объединить указанные выше статьи со статьей 18 с целью признания политического мотива в преследованиях оппозиционера. Причем, в случае с «комбинацией» статей 18 и 5 решение было принято не в пользу Навального всего четырьмя голосами против трех. По двум другим «комбинациям» решения были единогласными. Суд тогда постановил выплатить Навальному 63 000 евро.
Но и российские власти обжаловали это решение, и сам политик потребовал признать факт политического преследования со стороны властей. В итоге в мае 2017-го дело было передано в Большую палату ЕСПЧ, а 24 января 2018 суд заслушал мнение сторон и вот сейчас вынесрешение.
Это решение имеет огромное значение не только для меня, но и для огромного количества других людей, которые таким арестам подвергаются ежедневно.
Сейчас стало понятно, что несмотря на давление России, несмотря на манипуляции российских властей, европейское правосудие не намерено игнорировать очевидные вещи.