Она и она. Сидят рядом на диване, в квартире, в которой прожили всю жизнь. 60 лет они вместе, и кроме того их объединяет медицина и юмор, которого Думитру Норок добавляет после каждого комментария жены Люси. После стольких лет брака, говорит, что больше всего жалеет о том, что не связал свою жизнь с городской девушкой. «Я работаю на даче, а она следит за мной и знает все травы. Говорит: «свяжи виноград вот так». Я завязываю. «Там прополол, но оставил сорняки». Как ты их заметила, если я их прикрыл землей? А вот, если бы женился на городской, то отдыхал бы на старости», – отмечает он. Затем, оба смеются.
Думитру Норок родился в селе Устия, Глоденского района, 85 лет назад. Он дитя войны, голода, депортаций. Помнит, как проснулся в разгар войны, которая прошла через его село, а также то, что не смог закончить подряд все классы. «Я учился первые три класса у румын. Потом, когда пришли русские, начали учить нас «кириллице», и перевели на класс назад, и начал учиться так, как требовали. Я проснулся у румын, и хочу умереть у румын. Я молю Бога, чтобы продержал меня до Объединения», – говорит Думитру Норок.
Один врач на шесть сел
Когда ему исполнилось 18 лет, его взяли в армию. Когда вернулся, после трех лет, пошел в девятый класс, которого оставил до этого. Между тем, был создан колхоз и ему предложили вступить в комсомол. В тот период он заболел, и его увезли в больницу в Глодень. Ему очень понравились белые, аккуратные халаты. Тогда Думитру подумал, что должен стать врачом.
Окончил школу с золотой медалью – первый в районе. Был принят без экзаменов в Медицинский институт в Кишиневе, где у него были очень хорошие, образованные преподаватели. «Там, впервые один русский преподаватель сказал мне, что это мы виноваты в том, что он не говорит на румынском языке. В Эстонии его обязали выучить эстонский. Здесь все говорили на русском. Учителя были либералами, и школа была сильная. Нас было 350 студентов, и каждый из нас пытался учиться хорошо», – вспоминает Думитру Норок.
При распределении члены комиссии спросили его, где он хочет работать. Он сказал, что хотел бы поехать в село. Ему ответили, что может поехать в Катранык. Думал, что там есть врачи всех специальностей – педиатр, гинеколог, семейный врач.
Когда приехал, обнаружил, что будет единственным врачом на шесть сел, на 12 тыс. человек. «Без дороги, без электричества, 35 коек и 4 родильных домов. Каждую неделю рожали по 2-3 женщины, были там акушерки, которые принимали роды. Кстати, были достаточно хорошо подготовленные. Там стал семейным врачом, не зная, что это значит на самом деле. Занимался и гинекологией и акушерством, педиатрией и хирургией. Работал в Кишиневе фельдшером в неврологии и знал эти области», – пересчитывает Норок.
На втором году деятельности в Катраныке, министр Николае Тестемицану, который был председателем распределительной комиссии, приехал в район. Тогда Тестемицану забрал его с собой в Кишинев и последние три года из тех шести, в течение которых Тестемицану был министром, Думитру Норок работал вместе с ним в министерстве. Затем перевелся в Больницу №. 4 в Кишиневе. Там проработал 40 лет. В одном и том же месте – «от звонка до звонка», – подчеркивает мужчина.
«Эй, Митя, ты самый красивый в селе!»
«Вот это интересно», – улыбается Думитру Норок, когда речь заходит о его жене. «Жила через три дома от меня, мы из одного села. Когда я вернулся из армии, она училась вместе с другими двумя девочками из Нэвырнец. Виделись иногда в селе, на свадьбах, на танцах. Сейчас в селах нет танцев, исчезли. В девятом и десятом классе нас брали взвешивать пшеницу. Было в Фундурий Векь машинная станция, колхоз имел договор и приезжали трактора пахать, собирать урожай, и они нанимали нас. И, вот, я пошел туда, и пришла и она, с подругой из Устьи. Увидел ее один русский и воскликнул: «Какая красивая!» Посмотрел и я внимательно и, действительно, она прекрасна. А ведь до тех пор считал, что я самый красивый. Мама всегда мне говорила – «Эй, Митя, ты самый красивый в селе!», – смеется Думитру Норок.
Они закончили десятый класс одновременно. Затем, он приехал в Кишинев, где поступил на учебу без экзаменов. Она не прошла конкурс и осталась в селе. Потом они поженились, а в этом году их браку исполняется уже 60 лет.
В 1972 году появился на свет их первый ребенок. Переехали в Катранык, ребенок рос с бабушкой, а Люся Норок училась сначала в Бельцы, затем приехала в Кишинев, где окончила Медицинский колледж. «Мне повезло с ней, она заботилась обо мне. Но ведь я был самым красивым», – снова смеется. «Ох, как я плакала из-за этого, – вмешивается Люся. Он утром вставал, смотрелся в зеркало и говорил: «Боже, какой красивый парень и на какой некрасивой женился!». Весь день могла проплакать. В школе меня считали красивой, так что всегда задавалась вопросом, почему же он говорит, что я некрасивая, а он красивый?», – улыбается женщина.
В это время муж продолжает. «Мне очень помогло, что она заботилась и о детях, они оба стали врачами. У нас внуки и правнуки во Франции. В основном, она занималась воспитанием детей. Так бывает – один поднимается выше, или оба падают вниз, если хотят подняться одновременно. Она заботилась о доме. Она заботилась о домашнем тепле, всегда. И я, и дети боялись ее (смеется). Короче, мы воспитывали друг друга, чтобы дети видели хорошие примеры», – отмечает Думитру Норок.
«Времена изменились…»
Вспоминает, что когда покинул родительский дом, его отец сказал так: «Митя, иди в мир, но запомни одно – делай добро, потому что из десяти, кому сделаешь добро, только один это запомнит». Так говорил мой отец когда-то. А сейчас один может помнить, а девять могут сделать плохо. Изменились времена», – вздыхает врач.
Продолжаем разговор о семье. Говорит, что если в семье нет гармонии и понимания, то возникают множество проблем. Его жена работала в области функциональной диагностики до 55 лет, когда вышла на пенсию. А затем, говорит, что не разрешил ей вернуться, а он продолжил работать еще 17 лет после пенсии. Сегодня, говорит, что доволен всем, что сделал в жизни.
«В нашей семье были и проблемы, но что поделать? Нет идеальных семей. У нас есть и трудности, и успехи. Но, мы все понимаем, и, в некоторой степени, мы счастливы. Мы должны благодарить Бога за все, что дал нам, и мы стремимся делать только добро. Я всегда стремился жить из того, что имею. У нас есть дом и дача, о которой я уже говорил, куда мы идем летом с детьми. Мы рады всему этому, и будем радоваться все оставшиеся 15 лет до 100. Но надеемся, что оставшиеся годы будут лучше», – улыбается Думитру Норок.
Тем временем, его жена считает, что никакой брак не может выдержать без любви и без жалости к ближнему. «Он уходил на работу, дежурил сутками, работал хирургом. Приходил домой только на второй день, к вечеру. Дочь была в седьмом классе и училась в Лицее им. Г. Асаки. Она была маленькой, болезненной… Все говорила: «Мама, ты знаешь, вот лжна женщина вышла замуж, и такая счастливая, ей так повезло, ее муж делает все». Ну, я выслушала ее и спросила, как она думает, это правильно, отметив, однако, что я считаю иначе. Рассказала ей о том, как ее отец иногда приходил после рабочего дня, брал ее на руки, чтобы я могла немного поспать. А однажды, когда она плакала, он, уставший, продолжал качать ее механически. Я проснулась, чтобы успокоить ее и подумала тогда, что если я его не пожалею, то кто тогда пожалеет? В браке люди должны жалеть друг друга. И дочь согласилась со мной», – рассказывает Люся Норок.
По ее мнению, секретами крепкого брака являются взаимное понимание и терпение, хотя, как она говорит, всю жизнь беспокоилась по любому поводу – «по поводу собрания, оценок детей, чтобы сын не курил. Сына научила с детства все делать. Сегодня он знает многое, и делает даже лучше, чем женщина – и компот варил, и вместе пекли, и больничный халат сам гладил. Потом, знаете, мне нравилось, чтобы все было на своих местах, и дома, и на работе».
«В республике появились проблемы, которых никто не хочет решать»
Думитру Норок постоянно возвращается к медицине. Он вспоминает, что в Молдове только в 1995 году был первый приказ о переходе к семейной медицине. «Было очень много консерватизма здесь. Все шло медленно, пока не появилось медицинское страхование, и можно было бы подумать, что все должно идти очень хорошо, потому что бюджет вырос в два раза. Но, появилась эта статистическая система – превратили семейного врача в фармацевта и статистика. Приходит к нему больной, а он сидит и пишет, потому что его проверяют десятки контролеров, которых не должно быть в таком большом количестве. И он готовится давать им отчет, не заботиться о больных. Во всем мире все иначе. У нас дискредитировали это дело», – отмечает врач сгоречью.
Думитру Норок утверждает, что одним из приоритетов медицины должен быть уход за пациентом на всех уровнях. «Можно прооперировать больного и сделать много других вещей, но если не ухаживать за больным, он умрет, или будут осложнения. То есть, уход за больным должен быть на первом плане. В Больнице № 4 мы открыли два отделения – гериатрии и паллиативного ухода. Всех этих стариков, от которых все бегут, которых все гонят и никто не хочет их видеть, мы брали туда на 10-20 дней, и немного лечили. В отделение паллиативной медицины были госпитализированы самые несчастные больные, те, кто умирает дома от боли. Некоторые умирали у нас спустя 10 дней, другие шли домой и умирали. Мы создали данное отделение для этих больных и их семей. Я знаю, что очень сложно иметь такого больного в семье – нужно вовремя сделать перевязку, ухаживать за ним, сделать вовремя укол, чтобы ему не было больно, чтобы не умер в муках», – объясняет он.
Добавляет, что все больницы должны иметь гериатрические отделения, так как население стареет, а молодежь уезжает из Молдовы. «Возникла проблема, и нужно провести реструктуризацию коек, но как видите, это очень трудно сделать. Наши едут за границу и заботятся о прикованных к постели больных, а за их родителями дома должен кто-то ухаживать, а некому. Возникли некоторые проблемы в стране, которыми никто не хочет заниматься», – подытоживает Думитру Норок.
Секрет долголетия и мера во всем
По мнению супругов, секрет долголетия это, прежде всего, генетика, и потом, забота о своем здоровье. «Надо беречь здоровье с молодости, не тогда, когда человек почти умирает. Нужно знать меру. Кстати, во всем есть мера. У меня был преподаватель, который говорил нам, что человек имеет много удовольствий в жизни: кушаешь – получаешь удовольствие, пьешь – снова имеешь удовольствие, и так далее, но все должно иметь меру – ешь, но так, чтобы остаться немного голодным, и так во всем, и с выпивкой, и с курением, все должно быть в меру. Любое удовольствие, которое существует, нужно испытывать в меру, потому что если вы едите слишком много – у вас будут проблемы, если вы пьете слишком много – опять проблемы. У нас есть такое выражение – чуть-чуть», – рекомендует врач.
Еще одним секретом долголетия является забота о внутренних органах – «печень и почки как сито, которым в селах просеивают муку. Если эти два органа не сохранить, то умирает печень, умираем и мы, а если почки умирают, можно два раза в неделю ходить на диализ, потом могут сделать пересадку, если, конечно, это возможно, и есть что пересадить», – говорит Норок.
Еще врач отмечает человеческий фактор – а, подожду, может, пройдет само по себе. «Наших граждан силой тащишь в больницу. Лучшим нашим другом является боль – она дает нам знать, что есть проблема. Болит зуб, значит надо его вырвать или вылечить, болит голова – надо провериться. Боль – это наш друг, и она не появляется просто так. Проверьте обязательно причину боли», – заключает врач.
Три серии:
***
О многолетних отношениях
Люся Норок: Должны друг друга узнать. Теперь молодежь такая уж…
Думитру Норок: Более развитая, чем мы.
Л. Н.: Очень продвинутая, но хочу вам сказать, что они немного потеряли стыд. В наши времена, не дай Бог, идти за руку с кем-то. Особенно в селах, чтобы тебя брали за руку, это было неслыханным! Над тобой смеялось бы все село, о тебе говорили бы люди. Все понимаю сейчас, но как жить 3-4 года с кем-то, а потом делать свадьбу и кричать горько?
Д. Н.: Так ведь было хорошо до тех пор, а теперь настала горечь.
Л. Н.: Почему сегодня все разводятся? А потому что не хватает терпения.
Л. Н.: Кстати, когда он бывал в командировке, мне постоянно кто-то звонил, чтобы сказать, что я симпатичная…
Д. Н.: А я некрасивый (смеется).
Л. Н.: Люди злые, знаете? Я клала трубку, говорила, что меня это не интересует.
Д. Н.: Да, а теперь кто-то звонит? (смеется). Кстати, у нас дома не практиковалась так, чтобы папа приносил маме кофе в постель. Мы были в Закарпатье однажды, и встретились там с румынами, там есть несколько румынских сел, и начали говорить о разном. Кто-то сказал об одной женщине, недавно вышедшей замужем, которой муж приносил кофе в постель. Дали мне понять… После этого, что делать, пришлось нести кофе по утрам. Теперь я устаю, иногда засыпаю, не могу проснуться. Так что, она сама варит кофе, приходит и будит меня, и говорит: «Иди, я приготовила кофе, принеси мне его в постель».
Л. Н.: Обычно, я объясняю молодым людям, когда они говорят мне о том, почему сорятся, что это все мелочи. Я не делаю проблем – я иду, варю себе кофе, все, что надо, и готово. И не сорюсь из-за сущего пустяка. Терпение, любовь и милосердие вот то, что важно.
***
О воспитании детей
Д. Н.: Ребенка с ранних лет надо учить считать, читать, думать. Теперь они имеют компьютеры в карманах и не помнят ничего, не читают.
Л. Н.: Родители виноваты. Я говорила нашим детям, что надо думать, а не заучивать наизусть.
Д. Н.: В школе у них другая кампания… Я иду на рынок, жена говорит купить морковь. Рынок здесь, близко. Продавщица говорит мне, что стоит 7 леев/кг. Я считаю в уме, а она достает компьютер. Еще нажала одну цифру неправильно, и пришлось сказать ей, чтобы проверила. Эти новые технологии в некотором роде являются палками о двух концах. Теперь с этой ситуацией надо иметь больше психологов, чем врачей, чтобы поставить детей на правильный путь. Это очень сложно.
Л. Н.: Родители должны воспитывать доброжелательность в детях, уважение к старшим. Посмотрите, даже в троллейбусе, сидят и делают вид, что смотрят в окно, когда нужно уступить место кому-то.
Д. Н.: А я даже рад, что мне не уступают место, я чувствую себя молодым. Если мне скажут – «Подождите, дедушка, о, я бы полез в драку» (смеется).
***
За кулисами медицины
Л. Н.: Чтобы быть врачом, надо любить больного.
Д. Н.: Да, вы должны его любить и принимать его таким, каким он есть, потому что к врачу приходят разные пациенты. Если у вас нет этих качеств, вам нечего делать в медицине, уходите, потому что вы сами будете мучиться, будете мучить больного, общество. Оставьте медицину сразу. У нас есть некоторые врачи, которые как только закончились приемные часы, закрывают дверь и уходят, несмотря на очередь. Так нельзя! Я говорю, ребята, пять лет вы работаете на свой имидж, и если люди говорят, что вы хороший, то приходят к вам. Если вы плохой, то Молдова как большое село и люди узнают об этом. Нужно вести себя всегда по-человечески с больным. Нужно его понимать. Почему люди верят колдуньям? Да потому, что когда люди к ним приходят, то они внимательно слушают их и говорят, что все будет хорошо и дома, и на работе. Контакт с больным должен быть дружественным, чтобы больной доверял вам. 50% лечения производится только за счет этого доверия.
Алёна ЧУРКЭ