Кишиневский суд вынес решение в пользу врача муниципальной клинической больницы (МКБ), Аллы Валенга, на которую в марте текущего года было совершено нападение, в то время, как она находилась на рабочем месте. Согласно решению, вынесенному 2 ноября судьей Татьяной Авасилоайя, муниципальная клиническая больница должна будет возместить врачу моральный ущерб, а также выплатить единоразовое возмещение за временную потерю трудоспособности.
Суд вынес решение о том, что имела место трудовая травма, и присудил выплатить моральный ущерб в сумме 10 тысяч леев, возмещение потерянного дохода в сумме 30 тысяч леев, единоразовую компенсацию в сумме 177 тысяч леев за временную потерю трудоспособности и 12 тысяч леев за судебные издержки. Решение не является окончательным и может быть обжаловано в Апелляционной палате Кишинева в течение 30 дней.
Алла Валенга заявила, что продолжит бороться за то, чтобы доказать, что она не была защищена на рабочем месте, и что врачи работают с опаской. Врач заявила для ZdG, что была вынуждена продать квартиру для того, чтобы нанять трех адвокатов, которые помогли ей бороться за свои права.
«Я была единственным врачом в больнице, которая говорила, что мы не находимся в безопасности и подвергаемся словесным нападкам, а потом я подверглась и физическому нападению», – говорит Алла Валенга.
Доктор рассказала нам, что ей страшно дальше работать в этой стране, и что она подумывает об отъезде за границу: «Я боюсь быть врачом, потому что в любой момент можно угодить за решетку. Мы не защищены, а администрация некомпетентна. Иногда пациенты умирают из-за того, что больница экономит. Воруют и экономят деньги, а пациенты не получают своевременного обследования».
Алла Валенга рассказала ZdG, что, когда на нее напали, никого из администрации больницы не было на месте, и ей не была оказана необходимая помощь.
«Когда на меня напали, мне даже укола не сделали, мне не была предоставлена машина, чтобы я могла поехать в больницу. Я самостоятельно добралась до судмедэкспертов и всех там перепугала, потому что находилась в тяжелом состоянии», – отметила доктор.
Пресс-секретарь МКБ отметил по телефону для «Ziarul de Gardă», что больница не против того, чтобы доктор получила компенсацию за ущерб, но эти выплаты должен понести нападавший, а не больница. В то же время, администрация больницы намеревается обжаловать решение суда по существу в Апелляционной палате.
Напомним, что 10 марта на начальника отдела терапии № 2 Кишиневской муниципальной клинической больницы № 1, Аллу Валенга, было совершено нападение в тот момент, когда она находилась на рабочем месте. Находясь в шоковом состоянии, муж одной из пациенток, которая скончалась, несколько раз сильно ударил врача, сломав ей два ребра. Позже Алла Валенга была госпитализирована с сотрясением мозга.
Жертвы проблем в здравоохранении
Председатель Профсоюзной федерации „Sănătatea” Аурел Попович сказал для ZdG, что профильный профсоюз провел проверку и обратился к гражданам с просьбой не нападать на медицинских работников. Призыв был сделан два года назад, когда стартовала кампания «Не нападайте на медицинских работников!».
Аурел Попович отметил, что в 2016 году, по просьбе Профсоюзной федерации „Sănătatea”, в парламенте был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Кодексе об административных правонарушениях, с предложениями о введении административных санкций в виде штрафа до 7500 леев и ареста до 15 суток за оскорбление медицинских работников через посягательство на их честь, достоинство, психическую и физическую целостность, за хулиганские действия или нанесение увечий. Предложение о внесении отдельной статьи в Кодекс о правонарушениях, согласно которой должны быть введены санкции за агрессию в адрес врачей, получило однако отрицательное заключение правительства и Юридической комиссии парламента.
Правительство аргументировало свой отказ тем, что «медицинские работники не осуществляют профессию, которая подвергалась бы высокому риску преследования», поэтому считает «преждевременным» такой подход. Кабмин уточнил, что существующий закон имеет достаточно положений, которые предусматривают наказания за оскорбления, телесные увечья или хулиганство.
«Кроме того, создается прецедент, который в будущем может лечь в основу законодательных актов с аналогичными нормами, со ссылкой на судебных исполнителей, нотариусов, преподавателей и других профессий», – отмечается в заключении правительства. Об этом заявил и депутат от Либерально-демократической партии Тудор Делиу 23 июня 2016 года, когда проект был принят в первом чтении.
«С тех пор, к сожалению, ничего не было предпринято», – отметил для ZdG председатель Профсоюзной федерации „Sănătatea” Аурел Попович.
«Я всегда говорил, что пациент имеет психоэмоциональный измененный статус, он становится более агрессивным, реагирует более чувствительно в определенных ситуациях. Конечно, пациент сталкивается с ситуацией из системы здравоохранения: все мы очень хорошо знаем, что не все так хорошо в системе, в том числе в части обеспечения оборудованием. Соответственно, пациент, когда сталкивается с этими «неприятностями», на кого изливает недовольство? На медицинского работника – первого человека, которого видит. У нас встречается не только физическая агрессия, день за днем врачи подвергаются словесной агрессии, сталкиваются с недовольством, оскорблениями», – отметил руководитель профильного профсоюза, который утверждает, что в ближайшее время направит в адрес президента, парламента и специализированной комиссии письмо, в котором потребует вернуться к этой теме. Аурел Попович отметил, что никто не ведет учет агрессий, по крайней мере физической агрессии, а так же то, что врачи не сообщают об ежедневных инцидентах.
«Меня удручает такое отношение общества к медицинским работникам. В последнее время люди требуют все больше качества и хорошего отношения, но для этого нужны, по крайней мере, достойные условия труда, обеспечение всем необходимым, хорошее социальное состояние медицинских работников, чтобы они не приходили со своими проблемами из дома: что им не на что отправлять детей в школу», – отметил Аурел Попович, добавив: «Да, я понимаю, в развитых странах можно требовать и качество, но я не знаю, до чего мы дойдем с этой грязью, которой поливают врачей, и со стереотипами, что все они плохие и коррумпированные».
Аурел Попович уточнил, что в последние годы молодежь массово уезжает, а опытные врачи тоже сомневаются, и этот исход является сегодня наиболее серьезной проблемой системы здравоохранения.
Забытый законопроект
Законопроект, который должен внести в Кодекс об административных правонарушениях статью о санкциях за агрессию в адрес медицинских кадров был зарегистрирован в парламенте депутатами-демократами – вице-председателем Комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье Валентиной Стратан и Серджиу Сырбу.
Депутат Валентина Стратан заявила для ZdG, что проект не был пока рассмотрен в окончательном чтении, потому что Министерство юстиции рекомендовало, чтобы законы не были изменены так часто, а инициативы должны быть сохранены, чтобы впоследствии быть рассмотренными на одном заседании.
Депутат отметила, что будет предложен комплексный подход к проблеме агрессии против врачей, поскольку соответствующий законопроект спровоцировал критику со стороны некоторых депутатов и получил отрицательное заключение правительства.
«Мы предложим несколько проектов, касающихся решения проблем в области здравоохранения, исходя так же из опроса, который был представлен сегодня в партии и который свидетельствуют о том, что самое большое количество проблем существует в системе здравоохранения. В партии было решено, что над этим вопросом нужно еще поработать», – пояснила Валентина Стратан, уточнив, что говорила с директором Городской клинической больницы №. 1 из Кишинева, где произошел инцидент, и намерена посетить медучреждение и поговорить с врачами, чтобы определить проблемы, которые порождают такие случаи.
Вице-председатель Комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье отметила, что не знает другие проекты или планы действий на уровне государства, которые были бы направлены на решение проблем, связанных с физической агрессией против медицинских кадров.
В 2016 году газета ZdG писала о том, что недовольство населения проблемами в системе здравоохранения и социальной сфере отражается на врачах, а государство не имеет достаточных механизмов, которыми могло бы их защитить. Вместе с тем, немногие уголовные дела, инициированные за агрессию против врачей, были прекращены, и они были вынуждены сами оплачивать свое лечение. Тогда же мы уточняли, что на уровне министерства нет отдела, который занимался бы мониторингом случаев агрессии в адрес медицинских кадров и ни одной стратегии повышения безопасности на рабочем месте в условиях, когда врачей остается все меньше, а многие из них говорят о психологическом негативном давлении, вербальной и физической агрессией со стороны пациентов и их родственников, и об отсутствии санкций за оскорбления. В медицинских учреждениях нет службы безопасности или людей, которые могли бы обеспечить охрану и возможность быстро реагировать в случае возникновения инцидентов. Некоторые больницы подписали контракты с частными охранными агентствами или с МВД.
Диана ГАЦКАН Ольга БУЛАТ