В коммерческом конкурсе по приватизации аэрокомпании „Air Moldova” участвовал всего один конкурсант, стоимость транзакции купли-продажи превышает 1,2 миллиарда леев, из которых только 50 миллионов попадут в государственный бюджет, а оставшаяся сумма – это долги компании „Air Moldova”. Эксперт Олег Тофилат считает, что в процессе приватизации этой компании было много нарушений, и что сумма приватизации не является справедливой.
«Досье о приватизации было на румынском языке и не содержало достаточной и точной информации для оценки ситуации, рисков и перспектив компании. У любого независимого и рационального инвестора были бы оговорки, несовместимые с намерением участвовать», – считает Олег Тофилат, эксперт в области авиационной стратегии и бывший госсекретарь при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры.
В то же время, хотя конкурс закончился 4 сентября, имя победителя было обнародовано только через месяц, 3 октября. По словам эксперта, тендер должен был быть открыт через 10 дней после окончания конкурса, и имена участников торгов должны были быть обнародованы, а после констатировано, приемлемо ли предложение и был ли конкурс действительным или должен быть продлен.
«Название акционеров не является проблемой. Проблема, скорее, в капитале компании-победителя – 500 000 леев, и отсутствие подтверждения относительно финансовых гарантий для выполнения обязательств, взятых после приватизации. Неясно, как именно новый владелец будет оплачивать стоимость приватизации „Air Moldova” и, особенно, как он будет покрывать долги компании», – говорит Тофилат.
Компания ООО «Civil Aviation Group», которая выиграла конкурс, была основана 23 августа 2018 года группой инвесторов, среди которых самая высокая доля (49%) принадлежит „Blue Air”, частной румынской авивкомпании. Ассоциированными лицами компании являются также два гражданина Республики Молдова, которым принадлежит 25,5% акций. По мнению Олега Тофилата, у компании „Blue Air” достаточно собственных проблем, огромные долги перед поставщиками, а также правовые проблемы между собственниками.
«Цена приватизации не справедлива, поскольку процесс приватизации является некорректным. Т.к. ситуация неясна в отношении рисков и перспектив „Air Moldova”, конкуренции среди инвесторов не было», – отмечает Тофилат.
Эксперт скептически относится к пресс-релизу Агентства публичной собственности (AПС), в котором говорится, что будут запущены дальние рейсы в США, Канаду и Китай, а количество экипажей будет увеличено: «Если планы акционеров соответствуют заявлению из пресс-релиза АПС, то это абсолютно непрофессионально, и у меня есть серьезные вопросы о компетентности и даже психическом здоровье лиц, принимающих решения в АПС».
Скептически относится к конкурсу по приватизации и румынский эксперт, который утверждает, что эта сделка является «непрозрачной» и бессмысленной.
«Кишинэу снова нанесен супер-удар, на этот раз при участии Бухареста? Румынский лоукостер „Blue Air” вступил в консорциум с „несколькими молдавскими инвесторами” (!?) и выиграл приватизацию „Air Moldova”, государственной авиакомпании. […] У „Blue Air” есть Боинг, у „Air Moldova” есть целый огород самолетов, нет только Боинга; маршруты не волнуют, эта „тяжелая” зона бизнеса, где у „Blue” нет никакого опыта; налоги для пассажиров в аэропорту Кишинэу одни из самых высоких в регионе (потому, что он должен пополнять счета концессионера из России, по сути, игра в рулетку с молдавской олигархией); „Blue” вкладывает деньги, но берет только 49%, и т.д. Как-то не вяжется», – написал на своей странице в Facebook директор «Expert-Forum» из Румынии, Сорин Ионицэ.
По данным АПС, приватизация государственной компании «Air Moldova» была обусловлена необходимостью обеспечения безопасности авиакомпании, и чтобы избежать ее банкротства. АПС отмечает, что в последние годы результаты деятельности компании непрерывно снижаются, регистрируя в 2015 году убытки в размере 227 млн. леев (около 11 млн. 621 тыс. евро), в 2016 году – прибыль в размере 8,54 млн. леев (около 437 тыс. евро), в 2017 году – потери в размере 190,4 млн. леев (около 9 млн. 747 тыс. евро), в первом полугодии 2018 года задолженность компании составляла 1, 283 миллиарда леев (около 65 млн. 695 тыс. евро), увеличившись на 169 млн. леев (около 8 млн. 653 тыс. евро), по сравнению с началом учетного года; а результат первой половины финансового года отрицательный, оцениваемый в 160 млн. леев (около 8 млн. 192 тыс. евро); к ним прибавляются потери предыдущих лет.
Читайте также:
Подробности о фирме, выигравшей конкурс по приватизации «Air Moldova»
Диана ГАЦКАН