Высшая судебная палата поставила финальную точку во всех делах, по которым Министерство юстиции подало в суд на целый ряд судей и прокуроров после того, как государство было осуждено, в результате их решений, Европейским судом по правам человека. По всем делам претензии государства были отклонены, так что ни один судья и ни один прокурор, от которых государство посредством регрессных исков потребовало компенсации ущерба, причиненного осуждением Республики Молдова Европейским судом по правам человека, не станут доставать из кармана ни одной копейки.
В июне 2018 года ZdG написала, что ВСП поставила точку в шести делах, в которых фигурировали судьи и прокуроры. Спустя время, Высшая судебная палата завершила рассмотрение трех последних дел, находившихся в процессе, по которым вынесла аналогичные решения: отклонила как неприемлемые кассационные жалобы, поданные Министерством юстиции (МЮ).
Три дела в ВСП – три похожих окончательных решения
По делу, по которому проходили магистраты Люба Прутяну из Апелляционной палаты (АП) Кишинева и Сергей Лазэрь из Кишиневского суда, а также прокуроры Даниэла Кирияк, Игорь Черкез и Алексей Аксентьев, от которых государство, через МЮ, требовало 17.150 евро – ущерб, нанесенный Республике Молдова в результате решения ЕСПЧ от 28 января 2014 года, ВСП оставила в силе окончательное решение от 11 июля 2018 года. Судьи Светлана Филинкова, Николай Краю и Дмитрий Вистерничан сочли неприемлемой кассационную жалобу, поданную МЮ на определение Бельцкой АП, которым было отклонено обращение Министерства.
В тот же период, 20 июня 2018 года, ВСП поставила точку в деле, в котором государство требовало от судей Виктора Прутяну (экс-судья), Анны Пановой и Анатолия Минчунэ, все они из АП Кишинева, 245 тысяч леев. Высшая судебная инстанция оставила в силе июльское решение Кишиневского суда 2017 года, которым было отклонено заявление Виктора Прутяну о прекращении процесса, как необоснованное, и отклонен как необоснованный иск, поданный МЮ о констатации халатности крайней степени в управлении отправлением правосудием и о возмещении материального ущерба в виде регрессных исков.
В итоге, 12 сентября 2018 года Высшая судебная палата приняла окончательное решение по делу, в рамках которого МЮ потребовало от Игоря Кирияка, прокурора Каларашской прокуратуры, и Иона Тецку, который в то время занимал должность прокурора Страшенской прокуратуры, сумму 301,2 тысяч леев. Как и в других случаях, кассационная жалоба МЮ была отклонена как неприемлемая.
В отсутствие обвинительного приговора, государство не может требовать возмещения средств
Одновременно с завершением этих трех дел, практически была поставлена окончательная точка во всех регрессных исках, поданных МЮ в 2016 году. Как ZdG уже писала ранее, все иски были отклонены, а мотивация отклонения обращений МЮ практически идентична во всех судебных разбирательствах и основана на Постановлении Конституционного суда от 25 июля 2016 года, которое частично допускало исключения из неконституционности и признавала конституционной ст. 27 Закона от 30 июля 2015 года о Правительственном представителе «в той мере, в которой регрессный иск основан на приговоре, вынесенном в ходе судебного разбирательства, установившем, что судья или другое лицо совершило или допустило, преднамеренно или по халатности крайней степени, действия или бездействия, которые в значительной степени повлияли на нарушение положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое было констатировано в решении Европейского суда, или настояло на мирном урегулировании дела, находящегося на рассмотрении в Европейском суде или на формулировании односторонней декларации», – отмечается в судебном решении. Другими словами, государство может требовать возмещения ущерба от судей и прокуроров, только если их вина доказана обвинительным приговором.
После решений судебных инстанций, а также после решения Конституционного суда, государство изменило риторику. В марте 2018 года Олег Ротарь, Правительственный представитель Республики Молдова в ЕСПЧ, передал в адрес Генеральной прокуратуры (ГП) список с 61 делом, проигранным Республикой Молдова в ЕСПЧ в период 2015-2017 гг. Список включал в себя судей и прокуроров, в том числе тех, в отношении которых МЮ были поданы регрессные иски в 2016 году. На этот раз, испрашивалось возбуждение уголовного преследования в отношении лиц, упомянутых в решениях ЕСПЧ. «Просим рассмотреть, в рамках функциональных обязанностей, целесообразность начала уголовного преследования в отношении лиц, фигурирующих в прилагаемом списке», – говорится в ходатайстве Олега Ротаря. Отвечая на вопросы ZdG, Олег Ротарь сказал нам, что учреждение, которое он представляет, еще не получило ответа от ГП, в котором сообщалось бы о принятых ею решениях.
27 января 2016 года Владимир Чеботарь, тогдашний министр юстиции, заявил, что Молдова впервые начинает серию действий, «призваны повысить ответственность: как участников отправления правосудия, так и всего общественного сектора, – в деле соблюдения прав и законных интересов лиц, и повысить личную ответственность». Тогда же, министр объявил список из 36 судей, прокуроров и других должностных лиц, которым должны были быть предъявлены регрессные судебные иски, а государство должно было возместить ущерб, нанесенный должностными лицами в результате осуждения Республики Молдова в ЕСПЧ. Иски были поданы в начале февраля 2016 года.
Эта статья подготовлена в рамках проекта «Консолидация правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемый О.А. «Юристы за права человека», при поддержке National Endowment for Democracy, которые никоим образом не оказывают влияние на выбор тем и содержание публикуемых расследований.
Виктор МОШНЯГ