ЕСПЧ обязал Россию выплатить 53 тыс. евро матери Александра Стоматий, юноши, который насильно был призван и убит в одной из незаконной военизированной части приднестровского региона.
Во вторник, 18 сентября 2018 года, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ) вынес решение, в котором констатировал, что Российская Федерация нарушила ст.2 Европейской Конвенции о Защите Прав Человека о праве на жизнь. ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию выплатить истцу 50 тыс. евро – морального вреда и 3 тыс. евро – судебных издержек и расходов (смотри постановление здесь). В этом же документе ЕСПЧ постановил, что Республика Молдова не нарушала ст.2 Европейской Конвенции о Защите Прав Человека.
Постановление ЕСПЧ представляет собой еще одно подтверждение жестокой реальности, с которой сталкиваются молодые люди, призываемые в так называемую «приднестровскую армию». Юноши, которые отказываются служить незаконному режиму, подвергаются преследованиям со стороны администрации региона, а власти Республики Молдова безразличны к этой проблеме, повторяющейся вот уже более 25 лет.
Уголовным кодексом Республики Молдова предусмотрено уголовное наказание за организацию незаконного военизированного формирования или участие в нем. За последние 10 лет Ассоциация Promo-LEX выявил множество случаев смертей в «приднестровской армии». Согласно одному из Докладов Promo-LEX, молодые люди, уклоняющиеся от призыва в так называемую «приднестровскую армию» наказываются штрафом до 1700 евро или двумя годами тюремного заключения. В истории Молдовы нет ни одного обвинительного приговора за насильственный призыв молодых людей в приднестровском регионе.
Вооруженные силы приднестровского региона насчитывают порядка 5 тысяч человек (численность национальной армии Молдовы составляет около 6 тысяч человек), распределенных на 4 пехотные бригады (Рыбница, Дубоссары, Тирасполь и Бендеры); бригаду специального назначения; танковый батальон, оснащенный 20 боевыми машинами; 18 системами запуска ракет типа «Град» и около сотни единиц артиллерии.
В 2009 Александр Стоматий был насильственно призван в незаконные военизированные структуры приднестровского региона, а в 2010 году он был убит. Российские власти не ответили на запросы его матери, а молдавские приостановили производство на том основании, что не был идентифицирован кто-либо, кого можно было бы обвинить в убийстве.