Пятое судебное заседание по уголовному делу против спорного бизнесмена Илана Шора завершилось примерно через час после начала. Согласно информации, отправленной по sms-сообщению Юлианом Балан, одним из адвокатов Илана Шора, «был заслушан один из специалистов со стороны защиты». Следующее заседание по делу, как сообщил нам адвокат Шора, было назначено на 12 сентября, в 11:00.
Представители Антикоррупционной прокуратуры не ответили на обращения и сообщения редакции, чтобы сообщить о том, как проходит судебное заседание от 24 августа 2018 года. Отметим, что уже в течение нескольких месяцев антикоррупционные прокуроры больше не имеют права говорить напрямую с прессой, только через пресс-секретаря учреждения Анастасию Михэлчану.
Илан Шор предстал перед судьями примерно в 11:00. Перед зданием Апелляционной Палаты Кагула собрались несколько «сторонников» примара города Орхей, которые скандировали лозунги в его поддержку. Они требовали «независимого, а не избирательного правосудия» и кричали «Илан Шор, мы с тобой». Когда прибыл Илан Шор, он буквально «купался» в толпе, пожимая руки и «целуясь» с присутствующими. «Мы победим», – заявил он людям после того, как поблагодарил их за поддержку. Шор отметил, что делал и будет делать все «для людей».
Заседание по делу Шора в Апелляционной Палате Кагула в пятницу, 24 августа 2018 года, было пятым по счету. Предыдущее заседание 20 августа было отменено. 8 августа по делу Шора были заслушаны четыре бухгалтера, которые получили пароли и электронные подписи компаний, которые были вовлечены в схему с мошенничеством в банковской системе, а также – три бывших сотрудника «Banca de Economii» (Сбербанк) Республики Молдова. Согласно данным прокуратуры, «свидетели подтвердили обстоятельства, указанные в обвинении», единогласно утверждая, что действовали по инициативе Илана Шора.
Все заседания в Апелляционной Палате Кагула по этому делу проходят за закрытыми дверями, соответствующее решение было вынесено еще 23 мая, по требованию прокуроров по делу. Причина, по которой было решено рассматривать дело без участия общественности, заключалась в том, что в первой инстанции дело также рассматривалось за закрытыми дверями.
Дело Илана Шора попало в Апелляционную Палату Кагула после того, как примерно восемь месяцев пролежало в Суде Кишинэу и Апелляционной Палате Кишинэу. Дело было передано судьям Евгению Двурченски, Нине Велевой и Виталию Мовилэ из Апелляционной Палаты Кагула, после чего председатель Апелляционной Палаты Кишинэу заявил, что в инстанции, которую он возглавляет и которая насчитывает 56 судей, 21 из которых состоят в Коллегии по уголовным делам, есть всего двое судей для рассмотрения данного дела.
Согласно информации, предоставленной ранее Генеральной Прокуратурой, против Илана Шора было возбуждено дело о мошенничестве (ст. 190 Уголовного Кодекса РМ) и отмывании денег (ст. 243 Уголовного Кодекса РМ). Но суд не осудил его за мошенничество, придя к выводу, что Шор НЕ присвоил деньги, которые были ему выделены.
«Признать Шора Илана Мироновича виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.196 ч.4 и ст.243, ч.3 b Уголовного Кодекса, и осудить за совершенные деяния. Назначить Шору Илану за совершение преступления, предусмотренного ст.196 ч.4, наказание в виде тюремного заключения на срок 3 года. Назначить Шору Илану за совершение преступления, предусмотренного ст.243, ч.3, b Уголовного Кодекса, наказание в виде тюремного заключения на срок 6 лет. Установить в отношении Илана Шора совокупное наказание за совершенные преступления, путем частичного сложения сроков, в виде 7 лет и 6 месяцев тюремного заключения. Установить исполнение приговора для Шора Илана в пенитенциарном учреждении полузакрытого типа», – огласил немотивированное заключение судья Андрей Никулча.
Статья 196 «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» относится к «причинению имущественного ущерба в крупных размерах собственнику путем обмана или злоупотребления доверием, при отсутствии признаков хищения». В пункте 4 этой статьи, на основании которой был осужден Шор, говорится: «причинение имущественного ущерба в особо крупных размерах путем обмана или злоупотребления доверием, при отсутствии признаков хищения, наказывается штрафом в размере от 1350 до 2350 условных единиц или лишением свободы на срок до 3 лет».
Иными словами, суд пришел к выводу, что Шор не присвоил 5 млрд. леев, за которые он оказался в суде, назначив ему максимальное наказание в виде трех лет лишения свободы за данное преступление.
Статья 190 Уголовного Кодекса, по которой Шор оказался на скамье подсудимых, предусматривает максимальное наказание – до 15 лет тюремного заключения с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность сроком до 5 лет.
Шор также был осужден и за отмывание денег, по ст. 243 ч.3 b Уголовного Кодекса.
Действия, предусмотренные частями (1) или (2), (отмывание денег), совершенные:
b) в особо крупных размерах,
наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, а в случае юридического лица – штрафом в размере от 13000 до 16000 условных единиц или ликвидацией юридического лица.
Таким образом, хотя судья мог назначить наказание в виде 10 лет лишения свободы, он приговорил Илана Шора, согласно этому обвинительному заключению, всего на 6 лет.
Наталья МУНТЯНУ Виктор МОШНЯГ