27 августа, День Независимости будет отмечаться в этом году в Кишиневе с палатки на площади Великого Национального Собрания. Таков призыв Национального движения сопротивления „ACUM”, которое призывает «граждан из страны и из диаспоры участвовать массово в протестах 26 августа и остаться на ночь на ПВНС, таким образом, чтобы на следующий день, 27 августа, вместе отметить День Независимости, историческое событие, которое власти не могут приватизировать». Акция «не будет партийной… Триколор объединит нас всех», – заявил прессе лидер „DA” Андрей Нэстасе. Официальные лица никак не ответили на решение „ACUM”.
Николае Осмокеску, профессор
Я не думаю, что установка палаток на ПВНС 27 августа является хорошей идеей. Протесты 26 августа, да. Это наше право. Но 27 августа это, однако, особый день, историческое событие, которое далось нам не легко. Люди стояли на коленях на площади ради Независимости и Триколора, а на Днестре была война, которая продолжается и сегодня. Я считаю, что вещи должны быть разделены. 27 августа площадь должна быть свободной для всех, независимо от нашего отношения к этой власти. 27 августа это не праздник властей. 27 августа любой человек должен иметь возможность прийти на ПВНС, с воспоминанием о том, что было, с Триколором, цветком или свечой. Но даже если люди и останутся на ночь в палатках, я не думаю, что дело дойдет до насилия.
Ион Негрей, историк
Это политическая премьера, то, что будет 26 и
27 августа в Кишиневе. Лично мне не совсем понятен этот проект. Во-первых, потому что исходит со стороны Комитета сопротивления, который не известно в каких условиях был избран, и кем. И, во-вторых, потому что не ясно, что будет 27 августа. 26 августа будет протест, а 27? Празднуем? Протестуем? Против властей? Против Независимости? Какие будут призывы? Меняем власть и сохраняем свою Независимость? Или меняем и то, и другое, и делаем Объединение, раз эта независимость больше не служит гражданам, а политической группе. Но если они просто хотят сменить власть, это означает, что 27 августа мы празднуем, как и до сих пор, а остальные 365 дней в году мы продолжим жаловаться и протестовать.
Екатерина Мардарович, Политический клуб женщин «50х50»
Могу обидеть многих, но я не пойду на протест. И не потому, что я на стороне нынешней власти, а потому, что не хочу быть инструментом для новых пропагандистских игр России с «гражданской нацией», которую настойчиво продвигает на ТВ Андрей Попов, Алексей Тулбуре и Андрей Нэстасе, в том числе. России не нравится, что у нас есть национальное самосознание и историческая память, и что не может сделать из Бессарабии некий Калининград, и хочет сделать из нас что-то еще, «гражданскую нацию» без имени, без биографии. У нас антинародный режим – да. Но я не хочу, чтобы на его место пришел антинациональный режим. Мы нация, которая имеет имя, прошлое, тысячелетнюю историю, наши корни идут от большой дако-римской цивилизации и почему мы должны отказываться от них? Протесты? Да, нужны, но только честные, правильные, без политических капканов.
Анатол Караман, Ассоциация «Tiras-Tighina»
Ничего не последует. 26 августа пройдут протесты, и все, а 27 августа будет шоу ради избирательных дивидендов Нэстасе. Не для Нэстасе и Майи Санду, но, повторяю, для Нэстасе, который, через выборы на пост примара Кишинева и все, что последовало, пытается изолировать Санду и построить имидж единого лидера оппозиции. Выйдут люди на протест? Думаю, что да. Жизнь обязывает. Но не так, как в 2014-2015 годах. Люди жили на площади в палатках, пока не был исчерпан весь протестный дух. Мы – из «Tiras-Tighina» – больше не будем участвовать в акциях, инициированных Нэстасе, после того, как он ударил в Румынию и Объединение с Румынией, как будто не знает, что Объединение это единственный способ войти в нормальное русло. Сколько можно играть в независимость или менять одну власть на другую, хотя все остается по-старому?
Фото: Facebook/Bubulici Dinu Photography