В эти дни отмечались 100 лет со дня рождения самого любимого активиста и лидера африканского государства Нельсона Манделы. До того как стать президентом своей страны, он был осужден и провел 27 лет в тюрьме в Йоханнесбурге. Я видела эту тюрьму, которая в настоящее время превращена в музей.
Город Йоханнесбург, столица Южной Африки, насчитывает более 3 миллионов жителей и практически каждый из них знает имя любимого героя государства – Нельсона Манделы. Тем не менее, его боготворили не всегда. Это произошло только после того, как он провел 27 лет в тюрьме из-за его гражданской позиции и акции протеста, выступая за равные права, за отмену апартеида и против неравенства рас.
Теперь тюрьмы, в которых он содержался, государство превращает в музеи и места паломничества для активистов со всего мира, а дело, за которое боролся Мандела, кажется необратимым: борьба за права и равенство в Южной Африке, но и во всей Африке, не может быть остановлена.
Находиться 27 лет в одной из самых строгих тюрем в мире нелегко. Сидеть в тюрьме за борьбу, которая не касается личных интересов, а интересов всей расы, людей, с которыми лично не знаком, но хочешь помочь им, потому что их права нарушаются, еще труднее. Провести в заключение 3 десятка лучших лет жизни кажется невероятным и невыносимым.
Мандела выдержал 27 лет пыток, жажды, голода, нервного перенапряжения, не зная, что будет в конце. И начало могло быть другим. Он происходил из семьи, которая не знала бедности, получил юридическое образование. Если думал бы о собственном комфорте, если не участвовал бы в протестах, если не проявлял бы дух справедливости, сидел бы в своем банке и жил бы в достойных условиях, по сравнению с другими молодыми чернокожими людьми, которые не имели доступа к образованию, цивилизованным условиям работы.
Он неоднократно протестовал, его постоянно задерживали и судили до осуждения за подстрекательство к протестам.
Процесс Манделы 1963-1964 годов внесен в учебники истории. Потому что судьи совершили великий акт несправедливости, осудив его и других активистов к пожизненному заключению. Очень быстро Мандела стал неоспоримым лидером и в тюрьме, требуя из года в год изменения условий содержания. В итоге заключенные получали доступ к книгам, даже учились в заключении, и боролись за то, чтобы пожизненное заключение стало освобождением. И стало. Нельсон Мандела попал в заключение в 46 лет и вышел оттуда в 63 года. Старым? Нет, в лучшей форме и готовый к большим переменам. Стал первым президентом своей страны, избранный народом. И руководил Южной Африкой с большим достоинством, получив положительную славу во всем мире.
Несмотря на все трудности, прожил почти сто лет. Но и после смерти его жизнь полна смысла, а его имя произносится с гордостью.
Вчера в редакцию пришло два письма, одно от группы председателей районов, а другое от большой группы примаров. Письма были написаны в интересах партии и усердно подписаны всеми этими государственными служащими со страхом перед этой партией. Письма „пахли” политическим страхом, страхом людей, которые ничего не говорят против политического лидера, не противятся партии, ни олигарху, не анализируют критически действия правления. Просто принимают с закрытыми глазами все, что написано от партии и подписываются. Потом некоторые из них успокаиваются, заявляя: „В конце концов, у нас не так, как в Африке”. Интересно, что сказал бы Нельсон Мандела об этих людях? Сколько таких людей видел Мандела?