Российский президент, Владимир Путин, назначил заместителя премьер-министра, Дмитрия Козака, своим специальным представителем по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Молдова. Указ об этом был подписан главой Кремля 12 июля.
По тому же указу, как сообщает российская пресса, считается утратившим силу указ о назначении бывшего заместителя премьер-министра России, Дмитрия Рогозина, специальным представителем президента Российской Федерации в Приднестровском регионе.
О новом специальном представителе Кремля в ПМР до сих пор ничего не объявлено. Дмитрий Рогозин одновременно выполнял две функции: специального представителя по развитию торгово-экономических отношений с Молдовой и представителя Президента Российской Федерации в Приднестровском регионе. В августе 2017 года власти Кишинева объявили Рогозина персоной нон-грата в Республике Молдова.
Имя Дмитрия Козака связано с планом урегулирования приднестровского конфликта 2003 года, известным как «Меморандум Козака» или «План Козака».
План состоял в создании асимметричного федерального молдавского государства и размещении российских войск на территории Республики Молдова еще на 20 лет (до 2023 года). План Козака предусматривал, что в будущей федерации будет двухпалатный парламент: Палата представителей (с 71 депутатом) и Сенат (с 26 сенаторами, 13 из которых являются представителями Республики Молдова, 9 – Приднестровья и 4 – Гагаузии). Предлагалось, чтобы государственным языком был «молдавский, а официальным языком по всей федеративной республике – русский язык», без указания разницы между государственным и официальным языками. Подписание «Меморандума Козака» должно было состояться в Кишиневе, и Владимир Путин собирался принять участие в этом мероприятии.
Тогдашний президент Молдовы, Владимир Воронин, заявлял, что «документ предлагает реалистичную компромиссную схему для преодоления территориального, политического и экономического демонтажа страны». «История дает нам уникальный шанс. Если мы думаем о нашей стране и ее будущем, мы должны преодолеть узкие партийные интересы», – заявлял Воронин, цитируемый агентством «Basa-press», пишет europalibera.org.
Первоначально опубликованный на русском языке на веб-сайте Министерства иностранных дел Приднестровской молдавской республики, текст активно продвигался Дмитрием Козаком, знаменательной личностью из команды российского президента, Владимира Путина. Масштабные демонстрации против меморандума Козака состоялись в Кишиневе в дни после публикации российского предложения.
После того, как лидер коммунистов передумал, газета «Moldova Suverană» написала, что Кишинев настоял, чтобы документ прошел консультирование с ОБСЕ и ЕС, уточняет europalibera.org. А Яап де Хооп Схеффер, голландский министр иностранных дел, исполнявший обязанности председателя ОБСЕ, сообщил Воронину, что среди государств-членов ОБСЕ нет консенсуса: «У ряда стран есть серьезные оговорки по поводу разделения власти между центральными и региональными органами, права вето Приднестровья в Сенате, а также отсутствия международных гарантий».
Спешные консультации по инициативе президента, отмечала русскоязычная газета «Молдавские Ведомости», сопровождались протестами перед зданием Президентуры, где сжигали портреты Путина и флаг России и скандировали «Воронин – предатель».
Руководство Республики Молдова отказалось подписать Меморандум без согласования с европейскими организациями. Визит президента Путина в Молдову был отменен. Позже, в 2005 году президент Владимир Воронин выступил с заявлением об отказе от «Меморандума 2003 года» как от противоречащего Конституции Республики Молдова, которая определяет Молдову как нейтральное государство, которое не может допускать иностранные войска на свою территорию, также наша страна может вступать в военные союзы.
Молдова и «Меморандум Козака» были ключевыми вопросами на Маастрихтском совещании министров Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в декабре 2003 года, что вызвало разногласия между Россией, с одной стороны, и ЕС и США, с другой стороны, в отношении Республики Молдова – это явилось одной из основных причин непринятия совместной декларации сторон.
Марина ЧОБАНУ