22 июня 2018 года Организация Объединенных Наций (ООН) проголосовала за резолюцию о выводе российских военных войск с Приднестровской территории территории Республики Молдова. Впоследствии, так называемое Министерство иностранных дел левобережья Днестра выступило с реакцией, в которой говорится, что никакое решение об изменении формата миротворческих операций под эгидой России не может быть принято без учета ее мнения.
«В Министерстве иностранных дел ПМР ответственно заявляют, что никакие решения об изменении формата миротворческой операции под эгидой России не могут быть приняты без учета мнения Приднестровья. В данном контексте во внешнеполитическом ведомстве призывают представителей Республики Молдова сосредоточить усилия на деятельной работе за столом переговоров в целях улучшения жизни людей и решения конкретных практических проблем», – говорится в пресс-релизе так-называемого Министерства иностранных дел ПМР.
С другой стороны, эксперт Оазу Нантой говорит, что резолюция, принятая ООН, не будет иметь никаких последствий, если нынешнее правительство не сменится. В то же время, о реакции тираспольского учреждения Оазу Нантой сказал, что он не комментирует заявления преступников, указав, что «их место в тюрьме».
«Без изменения нынешнего Правительства, Республика Молдова ничего не сделает. С одной стороны, эта резолюция является дипломатическим успехом, но при отсутствии надлежащей внутренней политики, стратегии национального урегулирования конфликта, она превратится в блеф, останется без каких-либо последствий. Без изменения действующей власти, мы не можем рассчитывать на разрешение конфликта в восточных районах Молдовы», – говорит Нантой.
Аналогичным образом, аналитик Игорь Боцан считает, что эта резолюция получила дальнейшее развитие, чтобы укрепить треугольник Кишинев-Киев-Тбилиси.
«Мы должны принимать во внимание, что аналогичная резолюция, в общих чертах, была принята ООН 10 сентября 2008 года, после войны в Осетии. После аннексии Крыма резолюции такого рода были приняты по просьбе Украины. Вот и Молдова присоединяется, и в этом треугольнике она является составной составляющей, почти с теми же требованиями. Конечно, ситуация отличается от той, что в Грузии и в Украине. Очень важно, чтобы солидарность с Республикой Молдова проявили страны ЕС и НАТО. Очень важные страны, такие как Индия и Китай, воздержались, а позиция России не была поддержана даже всеми странами Евразийского экономического союза – Казахстан и Кыргызстан воздержались. Эти темы актуальны с точки зрения отношения к данному региону», – считает Игорь Боцан.
Политолог также отмечает важность рассмотрения дел, инициированных Грузией и Украиной – «ситуации практически не изменились».
«Что касается Приднестровского региона, мы прекрасно понимаем, что эта резолюция является лишь рекомендацией, оказывает определенное политическое давление, но она не является обязательной. (…) На саммите ОБСЕ в Порту в 2002 году Россия получила поддержку США в вопросе вывода войск из ПМР, чтобы выполнить обязательства, когда для этого будут благоприятные условия. Теперь Россия говорит: «Господа, пока нет благоприятных условий для вывода войск, мы не можем этого сделать». И приднестровцы сразу же подпрыгнули и сказали, что они этого не хотят. Благоприятные условия зависят от согласия ПМР и, согласно договоренности Черномырдина-Сангели, вывод войск будет осуществлен только тогда, когда будет определен правовой статус ПМР. Поскольку ПМР даже не хочет обсуждать вопрос консультаций по поводу своего правового статуса, мы понимаем, что судьба этой резолюции должна быть своего рода документом свертывания Грузии, Украины и Молдовы, у которых схожие проблемы с Российской Федерацией, и которые в будущем хотят напомнить международному сообществу, что у них есть эти проблемы», – заключает Игорь Боцан.
С другой стороны, юрист и эксперт по приднестровским вопросам Александр Зубко скептически относительно к возможности вывода войск с Приднестровкого региона, отметив, однако, что Молдова может попытаться сделать это лишь дипломатическим путем.
«Резолюция ООН имеет обязательный характер. Во-первых, речь идет о Российской Федерации. Это означает, что Правительство РФ, МИД России должны представить Молдове, Украине, ОБСЕ план по выводу войск, как мандат для координации и поддержки. То, что я увидел во время и после принятия резолюции в ООН, это отрицательная позиция Российской Федерации. Естественно, позиция ПРМ (Приднестровской Молдавской Республики), которая преданна РФ, такое же, и, само собой, последуют всевозможные препятствия – от дипломатических до технических», – считает эксперт.
«Я скептически отношусь к фактическому выводу военных сил из этого региона из-за множества нюансов: технических, политических, геополитических, экономических. Как защитник прав человека, мне сложно понять, как будет решен этот конфликт. Молдова может сделать что-то в этом смысле лишь дипломатическим путем. С другой стороны, я не знаю, позволит ли когда-нибудь Тирасполь вывести российских солдат оттуда. Вывод войск означает потерю предполагаемой государственности данного региона», – заявил Александр Зубко.
Специальный докладчик ООН, Мишель Форст посетит Республику Молдова в период с 25 по 29 июня, для оценки положения правозащитников и анализа усилий, прогресса и вызовов государства в обеспечении защиты и усиления их роли. Он посетит Кишинев и Тирасполь.
Резолюция о выводе российских войск с Приднестровской территории Республики Молдова получила вотум 64 государств, 83 воздержались и 15 проголосовали против. Настоящая Резолюция ООН представляет собой дипломатическую премьеру в истории Молдовы.
Еще в конце августа 2017 года Республика Молдова обратилась к Организации Объединенных Наций (ООН) с просьбой включить вопрос о выводе российских войск из приднестровского региона в повестку дня 72-й сессии Генеральной Ассамблеи. Позже, в октябре, обсуждение этого вопроса было отменено.
Ранее, 21 июля, Парламент Республики Молдова опубликовал декларацию, в которой призывает к выводу российских войск с территории приднестровской территории. За эту декларацию проголосовал 61 депутат из присутствующих 64 депутата после того, как депутаты ПСРМ покинули зал. В день публикации декларации исполнилось 25 лет со дня окончания русско-молдавской войны на Днестре, после которой было подписано соглашение по мирному урегулированию конфликта. Российская Федерация обязалась вывести войска с территории Молдовы, но до сих пор не выполнила это обязательство.
В декларации сказано, что нахождение на территории страны российских войск, а также «значительного количества оружия и боеприпасов из Российской Федерации» представляет собой «постоянную угрозу» для «суверенитета, целостности и независимости Республики Молдова». Декларация обращена к Российской Федерации с просьбой вывести свои войска в соответствии с международными обещаниями. В этой декларации Парламент также просит Правительство и президента Республики Молдова способствовать принятию резолюции ООН, которая потребует вывести российские войска из Молдовы.
Власти Молдовы подчеркивают, что речь идет об Оперативной группе российских войск (ОГРВ) в Приднестровском регионе, а не о российских миротворцах, которые входят в объединенный миротворческий контингент.
ОГРВ − это преемник 14-ой Гвардейской армии вооруженных сил СССР, которая была дислоцирована в ПМР во время острой фазы конфликта. После подписания соглашения о прекращении огня, Россия, вместо вывода этого подразделения, переформатировала его в Оперативную группу российских войск (ОГРВ). Власти Молдовы неоднократно заявляли, что эта структура находится на территории Молдовы незаконно, и что она поддерживает приднестровскую сторону конфликта, в частности, проводя для нее военные учения. Одно из недавних − симуляцию взятия реки Днестр − упомянул в своем заявлении министр Ульяновский).
Молдавские власти полагают, что в Приднестровье в настоящее время находятся около 1500 – 1700 российских военнослужащих ОГРВ, которые, вероятно, располагают 21 тысячей тонн боеприпасов.
Алёна ЧУРКЭ Фото: mopmr.idknet.com