Семья и родственники примара коммуны Бубуечь, мун. Кишинев, находящийся во главе населенного пункта в течение 19 лет, на протяжении всего этого периода вступили во владение несколькими земельными участками на данной территории. В некоторых случаях, родственники главы коммуны получили землю непосредственно от органов местной публичной власти, а в других – участки стали их собственностью после того, как первоначально были выделены другим людям, которые, однако, вскоре продали их семье примара. Ион Шарануц, однако, утверждает, что во всех случаях процедура была законной, и что у него не было никаких полномочий по распределению земель своим близким.
Ион Шарануц является примаром Бубуечь с 1999 года. Тогда он выиграл выборы, будучи выдвинутым Христианско-демократической народной партией. В 2015 году Шарануц выдвигался от Либе-рально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) и получил новый мандат примара после победы во втором туре над представителем Либеральной партии. Впоследствии, Шарануц покинул и ЛДПМ. Сейчас он провозглашает себя независимым кандидатом, хотя, неофициально, он признает свое сотрудничество с Демократической партией Молдовы (ДПМ). За 19 лет пребывания в кресле примара, члены его семьи, родственники или приближенные лица получили право собственности на несколько земельных участков в коммуне Бубуечь, недалеко от Кишинева. Согласно информации, полученной ZdG, эти вопросы также расследуются Национальным центром по борьбе с коррупцией (НЦБК), который занимается ведением уголовного дела. Примар, однако, утверждает, что ему не известны сведения о деле, но что он или его родственники не нарушали закон.
Брат и сваты первым получили землю
19 января 2005 года, по решению Местного совета, в собственность супругов Виктора и Анны Корнеску попадает участок площадью 6 аров по ул. Лалелелор, коммуна Бубуечь. Через год лот стал собственностью Тудора и Вероники Шарануц, соответственно, брата примара Бубуечь. Сделка произошла в результате договора купли-продажи. «Земля не попала к Виктору и Анне Корнеску. Таким было решение Совета. Мой брат впоследствии купил ее. У меня не было никаких полномочий. Тудор за границей на протяжении 10-15 лет. Приезжает редко. Он купил здесь что-то, как я понял. Он приезжает с деньгами и инвестирует», – говорит Ион Шарануц. В тот же день, 19 января 2005 года, Иларион Шарануц, другой брат примара, получает непосредственно от органов местной публичной власти почти три ара земли по ул. Пойеницей. В 2013 году он продает лот. «Иларион с семьей жили здесь постоянно. С 1990 года он работает учителем, тренером по борьбе. У него была регистрация по месту жительства, он судился с супругой. В течение 25 лет он работает здесь, на месте», – объясняет Ион Шарануц решение предоставить землю своему брату.
В январе 2005 года сваты примара, Николай и Валентина Казоти, вступили во владение участком в 6 аров на ул. Св. Георгия. Вскоре участок перепродали несколько раз. «Нет, они не могли получить от Совета. Они могли купить у кого-то… (через несколько секунд) А-а-а, она получила. У нее было решение. Она жила здесь, в общежитии, работала в теплицах. Они его получили и продали. Ребенок болел. Им были нужны деньги», – вспоминает примар Шарануц.
«Они были жителями села и имели право»
Также, в январе 2005 года лот площадью шесть аров по ул. Святого Георгия получила Лилиана Цугуцки, другая родственница семьи примара. Она приходится сестрой зятю примара. «Ее муж жил в общежитии. Она была прописана здесь. У меня нет полномочий. Я готов к допросу. Я ничего не брал у государства», – защищается примар.
22 февраля 2005 года 10 гектаров земли поступают в собственность Сергея Сажина, который является венчальным крестником примара. В 2007 году участок перепродается, а в 2015 году он становится частью другой сделки. «Сажин не приходится мне венчальным крестником. Он является жителем села. Сейчас мы не находимся в тесных отношениях. Мы даже не разговариваем. Мы живем по-соседству. Я не знаю, как он получил землю», – объясняет Шарануц.
Тоже в феврале 2005 года, 10 аров земли на ул. Тоамней вошли во владение Ричарда Казоти, шурина примара. Он и сегодня является владельцем этого участка, хотя не живет в селе. «Да, он получил участок, в соответствии с решением Совета. Сейчас он за границей. Я с этим никак не связан», – говорит Ион Шарануц.
В августе 2006 года, всего через три месяца после регистрации участка площадью 4 ара на Примэрию Бубуечь, он был продан властями семье Виктора и Елены Панфил, которые, по случайности или нет, на протяжении многих лет являются соседями семьи примара по улице Серелор. В 2013 году они перепродали землю, на которой в 2016 году был возведен многоквартирный дом. Таким же образом, Виктор и Елена Панфил купили у Примэрии Бубуечь участок площадью 6 аров на ул. Фиерарилор. Сделка состоялась тоже 10 августа 2006 года. Немногим ранее, в январе 2005 года, супруги Панфил вступили во владение еще одним участком площадью 6 аров, на ул. Пойеницей. «Они не могли получить 2-3 участка. У них было 10 аров, но они могли получить два лота. Может быть, они получили еще один. Они были жителями села и имели право на 15 аров», – заявляет примар Бубуечь.
50 аров для дочери примара
18 апреля 2007 года участок под строительство чуть более половины гектара попадает в собственность Алуна и Валентины Доди. Впоследствии, участок был разделен. Лот площадью 4,3 ара остался в собственности семьи Доди, которая продала его в марте 2008 г. Тогда же, другие 50 аров оказались в собственности сватов примара Бубуечь, Николая и Валентины Казоти, которым было 72 и 64 года соответственно. В 2010 году участок вновь меняет собственников, будучи продан примару и его жене; а в марте 2018 года, по договору дарения, лот попадает к их дочери, Кристине Шэрэнуц. «Об этом я знаю. Это были деньги детей. Я не хотел вмешиваться… Они дали около 40 тысяч евро семье Доди. Находясь за границей, дети дали деньги бабушке с дедушкой. В чем проблема? Они не взяли деньги у государства, а взяли у человека. Его вызывали в НЦБК. Да, участок дочери, потому что они заплатили ему. Мне не нужно, чтобы было на меня, не хочу. Это деньги детей», – отмечает Шарануц.
«13 февраля 2008 года органы местной публичной власти предоставили титул на удостоверение права землевладельца Сергею Раецкому и Оксане Борта на участок площадью 1,4 гектара. Несколько месяцев спустя, 4 июня 2008 года, земля стала собственностью семьи примара Шарануца. В марте 2018 года они подарили дом своей дочери, Кристине Шэрэнуц, много лет назад обосновавшейся в Италии. «Я ничего не покупал. Моя жена, если она купила… она купила его. Она и сейчас за границей. Если приехала и хотела что-то сделать вместе с детьми, которые все еще находятся за границей… Они покупают. Я ничего не покупал. Можете спросить любого. Я не покупал. Нужно их спросить», – уточнил примар Бубуечь.
«А что у меня с ними. Они покупают, а я при чем?»
В декабре 2008 года 9,7 аров земли поступили из Примэрии Бубуечь в собственность Александра Клещева. Спустя год, в январе 2010 года, земельный участок также попадает в собственность семьи примара, будучи куплен Инной Шарануц, дочерью местного избранника, и ее супругом, Дионисом Жугуцким. «Возможно. Нужно у них спросить. Они за рубежом», – говорит Ион Шарануц. «Разве Вы не знаете, что покупает Ваша семья, дочь?» – спросил я его. «А что у меня с ними. Они покупают, а я при чем? Я не участвовал в этом», – отвечает примар.
В августе 2013 года участок площадью почти 6 аров по ул. Лалелелор попадает в собственность семьи Василия и Зинаиды Лука, родственников супруги примара, которые проживают в Шерпенах, Новоаненского района, где жили сваты главы коммуны. В 2015 году они продали землю, на которой позже был построен современный дом. «Они работали в селе на протяжении многих лет. Василий давно ходил по поводу участка. Раза три, и ему дали землю, но она была не в черте населенного пункта», – объясняет примар. Он утверждает, что и в этом случае законодательство не было нарушено.
Ион Шарануц: 13 участков, приобретенных за период мандата
Согласно декларации об имуществе и интересах за 2017 год, Ион Шарануц получал ежемесячную зарплату около 6 тысяч леев. Он владеет несколькими земельными участками: 5 сельскохозяйственными, 8 в черте населенного пункта и 2 – вне населенного пункта. Четыре из них зарегистрированы на его имя, а 13 были получены в период, когда Шарануц был примаром Бубуечь. Он также декларирует жилой дом, полученный в начале 2000 года, и доли в трех квартирах. Глава коммуны управляет Toyota 2008 года выпуска, купленным в 2011 году за 200 тысяч леев. Согласно той же информации, в 2017 году Шарануц взял кредит в размере 10 тысяч евро под ставку 0%. Деньги должны быть возвращены к концу 2018 года.
Однако, несмотря на то, что он не ссылался на это в своих декларациях об имуществе и интересах, ZdG обнаружила, что семья примара принимала участие в строительстве четырехэтажного здания на ул. Константина Кирошки в Бубуечь, а, впоследствии, Ион и Майя Шарануц владели целым рядом квартир в этом доме. Все они были отчуждены, большинство из них – в 2017 году, однако, глава коммуны не внес доходы в декларации об имуществе. «Моя жена и несколько жителей села договорились купить землю. Она была в Италии. Приехала сюда с деньгами оттуда. Втроем они построили этот дом. Купили лот. Они отдали за него много денег, около 18-19 тысяч. Затем они его поделили. Она руководит. Она в Италии на работе. Приедет в августе. Я не знаю подробностей», – утверждает Ион Шарануц.
Уголовное дело в НЦБК, выход из ЛДПМ и сотрудничество с ДПМ
На вопрос о том, был ли он проинформирован об уголовном деле, в рамках которого расследовались его действия, Ион Шарануц уточнил, что, хотя ранее он был заслушан, ему не известны результаты расследования. «Они могут открыть на меня дело, потому что я сейчас не с ними. У всех примаров есть уголовные дела». На вопрос о том, просили ли его перейти в ДПМ, в контексте этого дела, примар избегал обсуждения темы. Я не имею права говорить. Для чего? Теперь я независим. Я был в ЛДПМ. Я не ушел. Они, просто-напросто, не приезжали в районы, и не было сотрудничества. Не было никакого давления. Тяжело говорить теперь о многом», – отметил примар Шарануц. Неофициально, он признал, что после ухода из ЛДПМ он начал сотрудничать с ДПМ.
Согласно информации на рекламных сайтах, ар земли под строительство в коммуне Бубуечь, мун. Кишинев, продается за около 3 тысячи евро.
Виктор МОШНЯГ