В этом году исполняется 50 лет с тех пор, как советская армия оккупировала Чехословакию. Она продержалась там почти четверть века. Но в странах бывшего СССР советское (а затем российское) военное присутствие длилось намного дольше: в некоторых случаях вывода войск так и не произошло.
В рамках спецпроекта “Русскоязычной медиасети” журналисты из трех стран Восточной Европы — Беларуси, Грузии и Чехии — выяснили, во что превратились бывшие советские военные объекты и что стало с людьми, которые были так или иначе с ними связаны.
Чехия. Инородное тело
Фото: Диана Петриашвили, “Русскоязычная медиасеть”
В ночь на 21 августа 1968 года пролетавший над Прагой пассажирский самолет запросил аварийную посадку. Получив добро от диспетчеров, лайнер приземлился и из него выскочили советские десантники. Они захватили диспетчерскую башню, посадили остальные самолеты и к вечеру того же дня уже контролировали все города Чехословакии. Во время вторжения было убито свыше 100 граждан Чехословакии, в основном, мирные жители и более десятка советских солдат.
Армия СССР “задержалась” на 23 года. За годы вынужденного сожительства с советскими военными в Чехословакии родилось и выросло целое поколение. Но к незванным гостям чехи так и не привыкли и при первой же возможности избавились от “инородного тела”.
Впрочем, и армия-оккупант не стремилась общаться с местным населением. “Все, что было связано с советской армией в Чехословакии, было засекречено так тщательно, что мы до сих пор не знаем, сколько здесь было военных”, — рассказывает Ивана Мрозкова, уроженка чешского города Оломоуц, где советская военная база располагалась до 1991 года.
О том, что как Чехия превратила военные объекты в академические после вывода советских войск, читайте в материале Еврорадио “От казармы до университета”.
Беларусь. Грибы вместо бомб
Грибной фермы в белорусском селе Минойты не рассмотреть на картах Google. На фотографиях со спутника видны только холмы, поросшие молодыми деревьями и травой. Ангары, которые сейчас арендуют у армии белорусские предприниматели, не так давно были секретным объектом — здесь размещалась ракетная часть, в которой обслуживались и хранились ракетные комплексы “Тополь”.
Ракетный полк сформировали в 1960-м году и простоял он тут до вывода — в 1996-м. Пять лет ангары пустовали и разрушались, но потом нашлись местные жители, которые поняли — секретности военной базы, а точнее, её маскировке можно найти применение.
“Ангары находятся под землей, и поэтому в них стабильный микроклимат — зимой и летом примерно 15 градусов, — рассказывает директор фирмы “Экогрибы”. Поэтому желающие взять помещения в аренду нашлись довольно быстро. Каждый месяц здесь производят тонны грибов, в других помещениях старого военного комплекса делают мебель и ремонтируют автомобили. Так секретная база стала небольшим бизнес-кластером.
“Когда проходили учения, в лесу стояли площадки запуска, и на тягачах вытаскивали ракеты и проводили запуски, — вспоминает один из респондентов репортажа Еврорадио “Грибы вместо бомб”.
Грузия. “Совсем другая жизнь”
Фото: Агуник Айвазян, JAMnews
Российскую военную базу в грузинском городе Ахалкалаки закрыли в 2007 году. После сложной многолетней политической торговли. Убедить российские войска покинуть Ахалакалаки удалось только третьему президенту Грузии и только через 16 лет после обретения Грузией независимости.
Местные жители привыкли к постоянному присутствию военных — российских и советских. Они в разном статусе находились в этих местах у грузино-турецкой границы с 19 века.
“Сперва мне было сложно, такое чувство, будто что-то отрезали“ — вспоминает местный житель.
Почти все население города зависело от военной базы, которая многим давала рабочие места. Местные жители были против ее вывода. Грузинские власти обещали открыть на этом месте учебный центр, но… с тех пор прошло уже 11 лет.
“Если тут откроется учебный центр, пусть на 200–300 человек, это принесет оживление — заработают магазины и городок начнет дышать”, — мечтает респондент JamNews.
Как город Ахалакалаки справился с ситуацией — читайте в репортаже JamNews “Жизнь после базы”.
Над проектом работали: Дмитрий Авалиани, Агуник Айвазян, Александр Васюкович, Наталия Маршалкович, Игорь Назаренко, Диана Петриашвили, Виталий Ругайн
Заглавное фото: Агуник Айвазян, JAMnews