Бесплодие является глобальной проблемой, признанной Всемирной организацией здравоохранения. В то время, когда у большинства европейских государств уже существовала политика поддержки пар, которые хотели, но не могли иметь детей, в Республике Молдова закон в этой связи, объявленный дискриминационным, был принят только в 2012 году. После еще пяти лет застоя, были профинансированы 30 процедур экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), хотя было обещано 100 таких процедур ежегодно. Остальные пары приговорены к ожиданию – в государстве, где смертность превышает уровень рождаемости, а средняя заработная плата не позволяет экономить, что облегчило бы доступ к таким процедурам.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет бесплодие как неспособность пары зачать и поддерживать беременность более 12 недель в течение 12 месяцев или дольше.
Примерно 140 тысяч пар (20%) в Молдове, из общего числа пар репродуктивного возраста, страдают от той или иной формы бесплодия, и для трех тысяч (около 2,5%) из них, экстракорпоральное оплодотворение может быть единственной возможностью иметь детей, согласно данным Центра «Репродуктивное здоровье и медицинская генетика».
Первый Закон о репродуктивном здоровье принят в 2012 году
Хотя ежегодно уровень смертности превышает уровень рождаемость не менее, чем на две тысячи человек в год, коэффициент оплодотворения был снижен до ребенка в паре (данные Национального бюро статистики), а показатель рождаемости остается на 40% ниже уровня, необходимого для численного пополнения новых поколений (данные Отчета об анализе демографической ситуации в Молдове Фондом ООН в области народонаселения), в Республике Молдова Закон о репродуктивном здоровье был принят только в 2012 году. Он предусматривал, что, «Национальная компания медицинского страхования (НКМС) должна предоставлять финансовые ресурсы женщинам, страдающим бесплодием, чьи доходы составляют менее 50% от средней заработной платы в сфере деятельности».
Поскольку было установлено, что доходы в сфере деятельности не известны, а только общие доходы по экономике, а закон не предусматривает планирования бюджета НКМС и для процедур экстракорпорального оплодотворения, на эти процедуры не было выделено ни одного лея.
«Вы представляете себе, как собрать 50 тысяч леев при зарплате в 5 тысяч?»
В том же, в 2012 году, исполнился год с тех пор, как Елена (имя изменено по причинам конфиденциальности) прошла через десятки анализов, медицинских обследований и лечение, в надежде зачать ребенка. Последовала стимуляция яичников и две процедуры искусственного осеменения. Все они завершились неудачей. Диагноз, подтвердивший бесплодие и экстракорпоральное оплодотворение как единственную возможность стать матерью, стал окончательным и не подлежащим обжалованию приговором.
«Я сделала перерыв. Мы начали думать о том, что делать, в какую клинику идти, есть у нас деньги или нет. Нелегко принять такое решение, когда вам нужно собрать около 50 тысяч леев, что немало. Это год работы. Вы представляете себе, как собрать 50 тысяч леев при зарплате в 5000? Даже если мы оба работаем, сколько лет мы должны копить, чтобы собрать эти деньги? Экономишь и надеешься, что все будет хорошо, но никто не дает гарантий. И ты думаешь: если не получится, что будешь делать? Чудеса существуют, но мы должны быть реалистами. Это сложное решение. Речь идет о жертвах и силе», – рассказывает нам Елена.
Пять лет застоя в поддержке бесплодных пар
Государство также сделало перерыв с 2012 по 2016 год, в течение которого ни одна из пар не получила финансирование из государственного бюджета на вспомогательную репродукцию. Только в 2016 году были предложены изменения в закон 2012 года, исключившие дискриминационный принцип в отношении пар на основе их дохода, предусматривая, что они бесплатное оплодотворение получат «пары, в которых оба партнера обладают медицинским страхованием и соответствуют установленным Министерством здравоохранения медицинским критериям».
Законопроект был одобрен Парламентом, а в феврале 2017 года Министерство здравоохранения утвердило Положение о предоставлении услуг по вспомогательной репродукции человека, запросив у НКМС финансирование 100 процедур ЭКО ежегодно.
Согласно Положению, комиссия, состав которой был одобрен министерством, выполняя обязанности по оценки пакетов документов пар, подавших заявление, должна была собираться раз в две недели. Пакет документов должен содержать медицинскую справку о здоровье пар, включая информацию о сопутствующих заболеваниях и медицинских обследованиях, подтверждающих бесплодие. Процедура экстракорпорального оплодотворения проводится в одной из четырех частных клиник в стране, предоставляющей медицинские услуги такого типа (Медицинском центре «Repromed», Клинике «New Med Life», Клинике «Terramed» и Международной больнице «Medpark»).
«Сколько еще лет нам придется ждать?»
НКМС выделила свыше 951 тысячи леев на 30 процедур ЭКО, выполненных в 2017 году, цена одной процедуры, без расходов на лекарства, достигла 31 739 леев.
По словам главы Комиссии по оценке в рамках Центра репродуктивного здоровья и медицинской генетики, Аллы Спиней, из 30 пар, получивших бесплатную процедуру экстракорпорального оплодотворения, забеременели только восемь женщин.
«Когда мы увидели приказ Министерства здравоохранения, мы решили подать документы, они объявили об этом в феврале, мы обратились к врачу в октябре. Мы собрали часть документов до декабря и записались, но есть еще несколько анализов, которые необходимо сдать. Если бы финансировали по 100 процедур в год, к 2018 году была бы наша очередь, а так, кто знает, сколько еще лет нам придется ждать?» – спрашивает разочарованная Елена после того, как НКМС профинансировала только 30 процедур.
В пределах имеющегося бюджета
«Количество процедур экстракорпорального оплодотворения утверждается ежегодно в рамках имеющегося бюджета, в соответствии с действующим законодательством. В 2017 году было утверждено 30 процедур. В 2018 году мы попросили НКМС изыскать источники, чтобы удвоить их число. В 2019 году предполагается удвоить количество оплодотворений», – утверждает Кристина Стратулат, представительница Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, ответственная за связь с общественностью.
Наиболее распространенные причины бесплодия
Вячеслав Мошин, директор Клиники «Repromed», один из врачей, проводивших первые процедуры экстракорпорального оплодотворения в Республике Молдова, говорит, что одной из основных причин бесплодия является отсрочка зачатия ребенка. «Если бы большинство женщин зачинали детей в возрасте 20 лет, коэффициент рождаемости был бы выше. Многие женщины практикуют методы контрацепции или откладывают зачатие на возраст после 30 лет», – объясняет специалист. Другими причинами, приводящими к бесплодию, являются инфекции, передаваемые половым путем. «Достаточно быть инфекции, такой, как хламидиоз, микоплазмоз, гонорея, которая делает трубы непроходимыми и предотвращает зачатие. Последствия абортов, факторов окружающей среды, загрязненной воды, включая последствия чернобыльского взрыва, также влияют на оплодотворение», – говорит врач.
Стоимость и частота наступления беременности при вспомогательной репродукции
Вячеслав Мошин утверждает, что в Молдове сумма, выделяемая на процедуру экстракорпорального оплодотворения, колеблется от 15 тысяч до 35 тысяч леев. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для зачатия ребенка, определяется в соответствии с протоколом, выбранным для стимуляции, возраста и используемых медикаментов. Сумма, включающая в себя процедуру и необходимые медикаменты, может варьироваться от 50 до 60 тысяч леев.
Врач утверждает, что по сравнению с другими государствами, в Республике Молдова более низкие цены. Например, в клиниках Киева цены могут достигать 4-5 тысяч евро. В Европе процедура без медикаментов начинается с 5 тысяч евро. Наибольшая сумма, однако, отмечается в США – 18 тысяч долларов, – констатирует врач, уточная, что, хотя некоторые предложения из-за рубежа на сайтах кажутся доступными, чаще всего указывается сумма за процедуру, без каких-либо дополнительных затрат.
«У нас в цену также включены расходы на используемую технологию а, например, в Украине, если первоначально они предлагают более низкую цену, при расчете всех расходов получается гораздо большая сумма». Врач также говорит, что каждый год, только в учреждение, где он работает, обращаются до 500 пар. Успех процедуры экстракорпорального оплодотворения зависит от многих факторов. Эффективность первой процедуры у женщин в возрасте до 35 лет составляет 45-50%, после трех процедур – 75-80%. В то же время, после 40 лет эти показатели ниже.
«В нашей клинике этот показатель со свежими эмбрионами повысился до 47-48%, а с использованием замороженных эмбрионов – до 68%», – говорит Мошин, указывая, что использование замороженных эмбрионов имеет более высокий уровень успеха, поскольку можно принимать по 10 эмбрионов для одной попытки. Доктор использует этот метод уже три года.
В отчете об анализе ситуацией с населением в Республике Молдова 2016 года, проведенном Фондом ООН по вопросам народонаселения, подчеркивается необходимость реализации политики, направленной на то, чтобы поощрять молодежь и бесплодные пары в повышении показателей рождаемости и уменьшении размеров демографического спада.
Если в 1992 году в Молдове регистрировалось более 72 тысяч новорожденных, то в 2016 году их количество сократилось почти вполовину, до 37 тысяч. По данным Национального бюро статистики, коэффициент оплодотворения снизился с трех до двух детей на одну пару в 1990-х годах до одного ребенка в 2000-х годах.
Поддержка бесплодных пар в европейских странах
Если в Молдове пары, которые не могут, но хотят иметь детей, должны нести расходы за свой счет на анализы и лечение по стимулированию оплодотворения, в других странах государство приняло меры по увеличению числа новорожденных, посредством политики поддержки бесплодных пар, которые хотят детей, более десяти лет назад.
В Бельгии, Дании, Голландии и Словении самая щедрая политика возмещения расходов в Европе, с полным покрытием до шести вспомогательных репродуктивных процедур. Бельгия, Словения и Дания считаются единственными государствами, которые покрывают потребность в процедурах экстракорпорального оплодотворения для бесплодных пар. Во Франции государство возмещает 4 цикла процедур вспомогательной репродукции для женщин в возрасте до 45 лет, а в Германии применяемые политики предусматривают 50% затрат на ЭКО до трех циклов, согласно докладу о государственном финансировании ЭКО в Европе, датируемому 2013 годом.
Австрия предоставляет финансовую поддержку, покрывающую 70% расходов на лечение бесплодия, еще с 2000 года. Согласно данным Медицинского центра «Vivaneo», помимо медикаментов, австрийские граждане также могут воспользоваться четырьмя процедурами экстракорпорального оплодотворения, финансируемыми из государственного бюджета.
Лилиана БОТНАРЮК
Pingback: 2017 год: Год с наименьшим числом детей, родившихся за 27 лет независимости Республики Молдова | Ziarul de Gardă RUS