Одно дело говорить, другое – действовать. В то время как партии и их лидеры выступают с экранов телевизоров как большие борцы за «интересы граждан», реальность противоречит им. Последний опрос общественного мнения, представленный International Republican Institute (IRI), показывает, что 89% населения считает, что Республика Молдова управляется «в интересах отдельных групп», и только 7% опрошенных считают, что власть «принимает в расчет и интересы граждан». Доверие к институтам государства остается на последних местах.
Алексей Бусуйок, примар Капаклия, Кантемир
Это государство было поднято усилием и кровью «низов». Вспомним Великие Национальные Собрания, митинги Народного фронта, войну в приднестровском регионе. Люди думали, что будут иметь свое государство, однако оно попало в плохие руки. 7% из опроса – это чиновники, которые живут хорошо, остальные либо уезжают, либо живут из доходов уехавших. Что делать? Альтернатив было бы три: Европейский союз, объединение с Румынией и полная смена политического класса. Что из этого самое реальное? Вступление в ЕС будет не скоро, судя по тому, как мы движемся. Другой политический класс, новые имена? Это мы уже пробовали, до выборов они имеют одно лицо, а после выборов они другие.
Николае Осмокеску, профессор, доктор права
Государство не такое, как хотели бы граждане, но и опросы – не истина. Это относительные анализы. Первое. И второе: все опросы делаются на заказ и адресованы субъектам, которые должны отражать ожидания тех, кто их заказал. Не хочу сказать, что у нас все идет очень хорошо. Да, качество жизни, по-прежнему оставляет желать лучшего, в стране большая бедность, воровство, бюрократия, коррупция, миграция, люди подавлены, настроены скептически, но были и хорошие вещи. Вы понимаете, что произошло бы, если 89% граждан считали бы, что в этом государстве никто о них не думает. Люди повалили бы на улицы, была бы гражданская война. Все движется медленно, но движется. Будущее Республики Молдова в ЕС, если мы хотим другую жизнь. Самостоятельно или через Румынию? Через Румынию было бы быстрее. И надежнее.
Вероника Абрамчук, Международный фонд «Альтернативы»
Что делать? Именно то, что делаем со старой вещью, которая нам больше не нравиться, больше не нужна. Избавляемся от нее, заменяем на новую. Другое дело, есть ли у нас, на что «заменить» эту вещь, потому что из того, что видно на горизонте, не думаю, что есть. Ситуация достаточно запутанная. Мы должны очень хорошо подумать, прежде чем что-то предпринять. У нас выборы осенью, поэтому, если мы хотим перемен, мы не должны голосовать за крестника, кума, за чьего-то родственника и т.д. Это не изменения, мы топчемся на месте, не продвигаемся. То, что делает власть, это не улучшение. Да, кое-что они сделали, но под пристальным взглядом, под давлением наших европейских партнеров. Без посторонней помощи, ничего не изменим. Внутри у нас нет серьезной альтернативы. Вся надежда на Румынию и наших западных партнеров.
Валентин Долганюк, политический комментатор
Результаты опроса четко показывают, что независимо от того, что говорят власти, в конечном итоге имеет значение восприятие людей, а оно таково: 89% – не удовлетворены, и 7% – удовлетворены, независимо от того, какая будет погрешность – 2,3 или даже 5%. Это печально, потому что люди устали от обещаний и уезжают. Более одного миллиона людей уехали из 4 миллионов, это не шутки. И миграция прогрессирует. Единственное решение – еще одна революция. Однако, самые лучшие уезжают. А если мы теряем население, потеряем и государство. Что делать? Не должны допускать, чтобы нас обманывали те, кто пугает нас Румынией. Рано или поздно, окажемся там. Кто имеет глаза, чтобы видеть, видит. Республика Молдова не имеет другого спасения, кроме возвращения в ее естественное пространство.