В первый день март-месяца, жители Страшен, Яловен, Калараш и Кишинева, невзирая на заморозки, пришли в центр столицы, чтобы продать мэрцишоры, которые в Молдове являются символом весны.
В то время как некоторые говорят, что бизнес мэрцишорами это способ заработать хоть немного денег, другие утверждают, что делают это по зову сердца, а для некоторых это единственная работа, которая у них есть. Все они, однако, отмечают, что ценность мэрцишора намного выше, чем та цена, которую они просят: холод, простуда, бессонные ночи и, всего лишь, несколько леев взамен.
Виктория и Виталий Парлуй − преподаватели Академии искусств в Кишиневе. Они занимаются керамическим искусством на протяжении уже более 15 лет. Ежегодно, в середине февраля, они ищут подходящее место, получают разрешение от властей на продажу мэрцишоров, которые они сочетают с керамическими фигурками. Виктория говорит нам, что в предыдущие годы было больше покупателей: «Я думаю, что в Кишиневе остается все меньше людей. В предыдущие годы здесь нельзя было пройти, так многолюдно было».
1 марта люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек белого и красного цветов. Это украшение называется мэрцишором.
Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается, что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но еще и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилета аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечьей брынзы).
Лилиана БОТНАРЮК