За 13 лет, прошедших после вступления в НАТО, Армия Румынии прошла через глубокие преобразования: как в части профессионализма военных, так и в части технического оснащения. Во-первых, необходимо было изменить менталитет, говорят представители Министерства национальной обороны (МНО) из Бухареста, а затем последовала адаптация к стандартам НАТО, так что, в настоящее время, румынские военные могут с гордостью сказать, что они «ничем не уступают союзникам», и что слово Румынии имеет вес в НАТО и в поддержании мира в мире.
С 2018 года, вместе с выделением армии 2% валового внутреннего продукта (ВВП), Румыния будет оснащать Сухопутные, Воздушные и Военно-морские силы технологиями последнего поколения. Это, по словам румынских военных, увеличит обороноспособность и будет способствовать возрождению румынской оборонной промышленности.
В конце прошлого (2017 года) группа молдавских журналистов совершила визит в Румынию, организованный Центром информации и документации НАТО в Республике Молдова (ЦИД НАТО), в сотрудничестве с Министерством национальной обороны. В ходе визита, у журналистов была возможность побеседовать с представителями МНО и посетить несколько воинских частей и военных учебных заведений.
«Каждая нация желает, в первую очередь, безопасности»
Первым посещенным военным объектом стала 15-я механизированная бригада «Podu Înalt» (Высокий мост, прим. ред.) в Яссах. Здесь полковник Лучиан Санду, заместитель командующего бригадой, говорил об изменениях, которые претерпела бригада, которую он представляет, а также Румынские сухопутные силы, вместе со сближением и последующим вступлением в Северо-Атлантический альянс. «Вступление в НАТО, помимо того, что обеспечивает качественную подготовку, развивающую основополагающие навыки в нашем обучении, обеспечивает и многонациональный опыт, которого у нас не было до тех пор. Каждая нация желает, в первую очередь, безопасности. Реорганизация армии привела к необходимости вступления в альянс, который способен обеспечить национальную безопасность на высоком уровне», – утверждает военный. В течение трех лет после вступления в НАТО, Румыния отказалась от обязательной воинской службы, и теперь армия состоит только из профессиональных военных. «Отказ от обязательной службы компенсировался путем найма профессиональных военных. Вступление в НАТО предопределило принятие этих решений: реорганизацию системы и организацию структур, способных достигать цели, поставленные на национальном уровне», – объясняет Лучиан Санду.
«НАТО сильно нас изменило»
Еще одним стратегическим военным объектом Румынии является 95 авиабаза «Герой-авиатор капитан Александру Щербэнеску» в Бакэу. Здесь также ощущается влияние вступления в НАТО. Поскольку было необходимо соответствовать новым стандартам, старые советские самолеты МИГ-21, находившиеся на балансе румынских вооруженных сил, были модернизированы и оснащены новой авионикой, совместимой с используемой НАТО. «Мы взяли чисто восточную платформу, в которую интегрировали западную авионику. Воюя совместно с армиями НАТО, нужно быть интероперабельными. Это означает, что, когда мы едем и сражаемся вместе, у нас не должно быть разных стандартов и оружия. Для нас большим вызовом на тот момент было изменение менталитета, смена техники, тактик, процедур, реорганизация армии согласно западной модели», – утверждает Лучиан Микинич, глава офиса на авиабазе в Бакэу.
«НАТО сильно нас изменило, потому что мы должны были стать интероперабельными, и теперь, после стольких лет в НАТО, мы заменим это слово «интероперабильность» (совместимость, прим. ред.) на «общность», а это значит, что в будущем мы будем говорить о чем-то общем. Мы уже тренируемся, мыслим, оснащены по тем же стандартам. Мы изменились, но все это приходит со временем. Необходима также постепенная смена общества, потому что общество – это те, кто нас финансирует, и те, кто формируют молодых кандидатов, которых мы принимаем, формируем, и оставляем им наследие», – считает Лучиан Микинич.
Армия – в поддержку сообщества, частью которого является
95-я авиабаза в Бакэу играет не только важную военную роль, но также участвует в различных гуманитарных операциях, в том числе в международных, спасая жизни. «В июле-августе 2005 года мы предоставляли воздушный транспорт для людей, доставляли продукты питания, воду, топливо – в районы, пострадавшие от наводнений. Мы участвовали в предотвращении чрезвычайных ситуаций, когда реки выходили из берегов и делали невозможным перемещение, снабжение водой и продовольствием, и особенно, эвакуацию лиц, нуждавшихся в медицинской помощи. Затем, в июле-августе 2008 года, мы готовили еду для населения, пострадавшего от наводнения, в местности, которая была оторвана от остального мира. Не было возможности вмешаться, и тогда нас призвали обеспечить воздушный мост. В течение полутора недель, пока власти работали над ремонтом дороги и обеспечением путей сообщения с этим населенным пунктом, люди там зависели от нас. Мы гордимся тем, что предоставили им помощь, когда это было очень нужно. В 2010 году была, я думаю, самая катастрофическая ситуация из произошедших в этом округе (Бакэу, прим. ред.) за последние сто лет. Река Сирет разлилась, снесла автомобильную дорогу и железнодорожные пути и затопила значительную площадь. То есть, изолировала эту часть страны. Это была одна из наших самых широкомасштабных акций в поддержку местных властей», – объясняет Лучиан Микинич, добавляя, что каждую зиму военные Бакэу помогают людям в этом районе продовольствием, медицинской помощью и доступом к путям сообщения.
От Trabant до автомобиля Формулы-1
Еще одним объектом первостепенной важности, не только для Румынии, но и для Североатлантического альянса, является Авиабаза им. Михаила Когэлничану, в уезде Констанца. Здесь, наряду с румынскими солдатами, дислоцированы также американские и канадские военные. Среди них и Кристиан Росчиус, канадский военнослужащий румынского происхождения, который объяснил нам роль войск НАТО на Черном море. «Присутствие сил НАТО здесь, на восточном фланге, вызывает тревогу, поскольку мы присутствуем с силами, оружием, боеприпасами и не допускаем, например, агрессии с Востока. Во-вторых, это передача ценностей и тренировки для укрепления профессиональных сил румын. Раньше, несколько десятилетий назад, Румынию можно было сравнить с Trabant, а теперь мы говорим, что это автомобиль Формулы-1. Это показатель, это разница, и необходимо менять не только технологии и оснащение, но и менталитет», – утверждает канадский военный.
«Мы ничем не уступаем нашим союзникам»
Командующий Октавиан Тэрэбуцэ, ректор Военно-морской академии им. Мирчи чел Бэтрын в Констанце, утверждает, что изменения в румынских военно-морских силах, как и в других структурах Армии, не произошли внезапно, одновременно с вступлением в НАТО, но начались еще в 1990 годы, когда Румыния стала первой страной, принятой в «Партнерство ради мира». «С тех пор началось наше обучение, тогда мы начали получать знания от наших будущих союзников. Я прошел курсы в Америке, начались учения в рамках «Партнерства ради мира», посвященные гуманитарным спасательным миссиям, управлению движением, освобождению путей сообщения. В рамках «Партнерства ради мира» мы начали трансформировать нашу старую восточную систему, а когда наступил апрель 2004 года (дата вступления Румынии в НАТО, прим.ред), это был естественный переход, шока не было, то есть мы уже адаптировались, мы говорили на одном языке, понимали, что должны делать в будущем», – утверждает командующий (в звании офицера авиации и военно-морского офицера, соответствующем званию полковника сухопутной армии). После вступления в НАТО, говорит Октавиан Тэрэбуцэ, обучение румынских войск стало еще более интенсивным. «Мы перешли к миссиям, тренингам, совместному оснащению с нашими партнерами по НАТО. С тех пор союзники все больше и больше доверяют нам, и наше государство все больше повышает профессионализм вооруженных сил. Наши войска были в Ираке, в Афганистане, мы ничем не уступаем нашим союзникам, даже американцам», – с гордостью говорит командующий Тэрэбуцэ.
Цели на следующие 10 лет
В ближайшие 10 лет Армия Румынии получит новую военную технику для всех видов войск: сухопутных, воздушных и военно-морских. Посредством этих инвестиций в размере миллиардов евро, Румыния стремится не только к оснащению армии, но и к возрождению румынской оборонной промышленности. «Для сухопутных войск были подписаны договоры на 227 транспортеров последнего поколения Piranha V. Часть из них, в количестве 30, привезут с завода в Швейцарии, но остальные 197 будут сделаны в Бухаресте. Идея заключается в развитии нашей оборонной промышленности, а это означает, что деньги, которые вкладывает Министерство обороны, будут вложены в нашу промышленность и экономику. Часть денег также возвращается в поддержку нашего общества. Все это связано со значительными финансовыми ресурсами и не может быть сделано через год. Вот почему эта цель – сроком на 10 лет», – говорит полковник Оливер-Мариус Ангел, глава пресс-службы МНО.
И для Воздушных сил в ближайшие годы будут сделаны важные приобретения. «Цель МНО – добрать самолетов до 48, что очень хорошо, потому что F16, будучи современными самолетами, последнего поколения, практически обеспечивает выполнение миссий для защиты воздушного пространства Румынии, в первую очередь, и, в то же время, мы можем осуществлять совместные действия вместе с нашими партнерами по альянсу на восточном фланге. Идея состоит в том, чтобы мы, как страна, могли выполнять миссии так же хорошо, как и они. Иначе говоря, вы не можете выполнять совместную миссию с ними с использованием старой техники, когда у них техника последнего поколения. Вы не можете идти в ногу с ними. Вам необходимо развивать свои возможности, чтобы вы могли выполнять совместные задания с ними», – говорит руководитель пресс-службы МНО.
1 ноября 2017 года МНО объявила о получении письма от Правительства США о приобретении первой ракетно-воздушной высокопроизводительной системы типа PATRIOT (ЗРК). Это первая из семи систем PATRIOT, которые МНО приобретет по программе с общей стоимостью около 3,9 миллиарда долларов.
На 2018 год у МНО будет бюджет в размере 18,16 миллиардов румынских леев (около 4,7 миллиардов долларов США), что на 11,3% больше по сравнению с 2017 годом. Таким образом, посредством выделения этого бюджета, Румыния является одной из лишь 6 государств-членов НАТО, соблюдающих обязательство выделять Армии 2% ВВП.
Анатолий ЕШАНУ