Интервью с экспертом по вопросам современного рабства и торговлей людьми Сиддхартом Кара
— Господин Кара, как влияет экономика на торговлю людьми?
— Зависит от того, с какой точки зрения смотреть на вещи. Конечно, торговцы людьми получают огромные прибыли. С другой стороны, там, где экономика слаба и лишена возможностей, люди решают уезжать. В моей третьей книге, которая появилась недавно и основанной на 500 случаев рабства, которых мы задокументировали по всему миру, я говорю о количестве жертв, находящихся в бедности, о доле мигрантов, о количестве мужчин и женщин мигрантов. Доминирующим индикатором является бедность.
— А коррупция?
— Коррупция это та сила, которая способствует развитию торговли. С точки зрения жертв торговли людьми, причиной всему является бедность, принадлежность к меньшинству. Затем принадлежность к отраслям промышленности – если это мужчина, то вероятнее всего он пойдет в строительство, а если это женщина, то речь будет идти о сексе. Кроме того, речь идет об ограниченном доступе к образованию. Это те показатели, о которых говорится в книге. Но бедность – это самая мощная сила, которая ведет к уязвимости. Миграция населения является еще одним фактором, конечно же. Однако бедность главный показатель, потому что не предлагает альтернатив – нет экономических возможностей, устойчивого дохода, возможности иметь сбережения, чтобы можно было пройти через то, что мы называем экономические потрясения, как например когда человек болен, или начинается война. Если у человека есть сбережения, он может поглощать такие этапы в течение определенного периода времени. Самые бедные не имеют этих возможностей, и в такие моменты появляются торговцы людьми с предложениями. Около 40% населения планеты живет с доходом менее 3 долларов в день. Только вдумайтесь в это. Так что, опять же, если человек бедный, он становится уязвимым перед эксплуатацией и торговлей людьми. А ели это женщина, или принадлежащий к меньшинству человек, как, например, цыгане в Европе, ситуация становится еще хуже.
— Что может гендерное равенство противопоставить этому явлению?
— Во многих странах мира женщины не рассматриваются как равные мужчинам и, скорее всего, они не получают образование. Таким образом, женщины пользуются меньшими шансами заработать себе на жизнь, системы правосудия не являются дружественными для них, а насилие в отношении женщин остается зачастую безнаказанным или даже незаметным во многих частях мира. Не трудно представить, как происходит переход от системы интенсивного насилия и подчиненности женщин к постоянному бизнесу. Сексуальный трафик – создание бизнеса, который работает на основе того, что есть эти недостатки, он показывает, что сексуальная эксплуатация женщин является нормальной вещью. Как изменить это? Вероятно, я недостаточно умен, чтобы ответить на этот вопрос, но естественно, что это работа в области социальных преобразований.
— Есть определенные тенденции в области торговли людьми? Как миграция влияет на этот процесс?
— Миграция является ядром процесса торговли людьми. Мы говорим о мигрантах, которые пытаются попасть в более безопасную зону, или в другую страну, или в другое место, где они могут обрести лучшую жизнь, и есть торговцы и контрабандисты, которые находят их, приманивают обещаниями о безопасности и лучшей жизни. Торговля людьми и миграция неразрывно связаны, и в любом месте существуют события массовой миграции, трафика. Потому что люди уязвимы, они перемещаются, они в отчаянии, и на этом торговцы людьми процветают. С точки зрения актуальных тенденций, думаю, печальная реальность в том, что, несмотря на все наши усилия, проблема остается, так что то, что мы делаем, является недостаточным. А между тем, в контексте массовой миграции, торговцы идут туда, в центр событий, используя людей и торгуя ими. В последнее время все чаще стали использоваться технологии в торговле людьми, либо для набора жертв сексуальной эксплуатации, либо для работы, либо для незаконных сделок в контексте организованных преступных группировок.
— Каким образом торговцы людьми могут использовать интернет, социальные сети для привлечения жертв?
— Для того чтобы приманить девушку, чтобы заставить ее заниматься проституцией, можно использовать социальные сети: Facebook, Twitter, сайты знакомств. Есть много путей, чтобы найти уязвимую девушку, заинтересованную уехать, мигрировать. Мы отследили много случаев, когда социальные сети и сайты знакомств были использованы для торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации. Это касается и эксплуатации через труд – многочисленные сайты по трудоустройству обещают мигрантам хорошо оплачиваемую работу в другой стране, но на самом деле используются торговцами людьми для того, чтобы найти и привлечь людей.
— Как вы думаете, почему так мало говорится о эксплуатации через труд?
— Я думаю, что к сексуальной эксплуатации приковано больше внимания со стороны средств массовой информации и людей, потому что это, по сути, соблазнительная тема. Это предполагает секс, коммерческую сексуальную деятельность и очень часто, к сожалению, детей. И, конечно, это делает людей очень эмоциональными, так, как и должно быть. Кроме того, сексуальная эксплуатация притягивает больше внимания, потому что порождает огромную прибыль. Больше, чем остальные типы комбинированной эксплуатации. Таким образом, речь идет об огромных суммах денег. Тем не менее, торговля людьми в целях принудительного труда начинает привлекать больше внимания, люди начинают понимать, что есть эксплуатация через труд в сети поставок, где люди покупают каждый день товары. Одежда, которую человек носит, еда, которую он потребляет, или телефон в руках – все это может быть результатом одной из форм принудительного труда или эксплуатации ребенка. Поэтому люди начинают больше говорить о трудовой эксплуатации.
— Могут жертвы торговли людьми вернуться к нормальной жизни?
— Возможно для тех детей, которые находят способы выбраться самостоятельно из этого, или если появляются некоторые НПО, которые помогают. Замечательным качеством у детей является их способность быстро исцеляться, прощать и вернуть себе радость жизни. Я думаю, что это был одним из вдохновляющих моментов для меня – дети, которых я встречал в приютах и которые были эксплуатированы в борделях или на заводах самым ужасным образом, сохранили каким-то чудом тот проблеск детской невинности, хотя и глубоко осевшей в их сердцах, от которой осталось только мерцание. Однако, после лечения, этот свет возвращается. Я не говорю, что их жизнь становится нормальной, и что у них не остается постоянных ран, но действительно вдохновляет в них та детская радость и это исцеление.
— А в случае взрослых?
— Большинство взрослых, мужчины или женщины, которые были эксплуатированы, в конечном итоге имеют довольно печальные жизни. Большинство взрослых становятся повторно жертвами торговли людьми и снова эксплуатированы, или, даже если это не происходит, они возвращаются в те же условия, или даже хуже, которые приводит их снова к эксплуатации – бедность, отсутствие возможностей, предрассудки в обществе, миграция населения, отсутствие образования – все это приводит к довольно грустному положению для них.
— Что могут и должны делать правительства, чтобы создать среду, в которой люди не становились бы жертвами торговли и эксплуатации?
— Сейчас правительства делают больше, чем делали 17 лет назад, когда я начал исследования, но это едва охватывает тот объем, который нужно. Необходимо использовать гораздо больше ресурсов для борьбы с торговлей людьми; – для предупреждения, образования, информирования, защиты, уголовного наказания. Также, нужно много инвестиций для исследований, нужны более точные данные, понимание уровня, на котором находится эксплуатация, ее цели – где, почему и как это работает. Нужны более жесткие карательные меры.
— Вам знакомы случаи, когда полиция или члены НПО были вовлечены в торговлю людьми?
— Я видел полицию в некоторых странах мира, у которой офис напротив публичного дома, полного жертвами торговли людьми. Не могу сказать, что я встречал кого-то из НПО, которые, возможно, были вовлечены в это, но я предполагаю, что в любом месте могут быть коррумпированные люди. Все возможно, коррупция может произойти в любом месте, но, безусловно, коррупция правоохранительных органов является ключевым фактором, который позволяет торговле людьми процветать.
Интервью брала Алёна ЧУРКЭ
Pingback: Большинство жертв торговли людьми в целях эксплуатации труда – мужчины | Ziarul de Gardă RUS