Во вторник, 6 февраля, президент России Владимир Путин зарегистрировал свою кандидатуру для президентских выборов, которые должны состояться в марте. Несмотря на то, что является третьим в списке зарегистрированных до сих пор кандидатов, российская пресса пишет, что судьбу выборов от 18 марта в России можно считать «решенной. Выборы будут выиграны с подавляющим большинством голосов нынешним президентом, который пользуется намного большей популярностью, чем его конкуренты».
Валентин Крылов, политический комментатор
Не думаю, что в политике России относительно Республики Молдова произойдут большие изменения, если Путин останется президентом. Мы – маленькое государство, а Россия сосредоточена в настоящее время на страны, где имеет большие интересы: Сирия, Крым, восток Украины, восстановление отношений с Киевом. Для России, главное, чтобы Республика Молдова сохранила нейтралитет. В остальном… Новый конфликт на Днестре не думаю, что возможен, Россия имеет достаточно проблем. В приднестровской проблеме некоторые вещи сдвинулись с место, но посмотрим, что будет дальше. Армия? Россия в этом вопросе не уступит, это мы видели. Торговля и экономические отношения? Все будет зависеть от политических отношений, но эти отношения не изменятся и после осенних парламентских выборов. Я не верю в абсолютную победу ПСРМ, как заявляет Додон, как и в его «огромную» роль в отношениях с Россией. Рано или поздно Путин потеряет интерес к Додону, потому что Додон не может влиять на ситуацию в Республике Молдова.
Тудор Делиу, депутат парламента
Не знаю, что может выиграть Россия и россияне, если Путин останется президентом, и не знаю, если нас должен беспокоить этот вопрос. Это дело русских, их выборы, и они будут решать, не мы. Что касается Молдовы, то здесь вряд ли что-то измениться. В лучшую сторону, не думаю, в худшую – возможно. Мы видим, что происходит в Украине. Путин находится у власти России более 20 лет. Мы знаем, какая была до сих пор политика России по отношению к нам и не думаю, что отныне будет другой. Пока российские войска стоят в Приднестровье, ничего не изменится в отношениях с Россией.
Ион Косташ, экс-министр обороны
Россия была и останется империей, которая строит отношения с позиции силы. Так делает она у нее дома – в случае Чечни, так сделала и с нами в 1992 году, с Грузией в 2008 и с Украиной в 2014 году. Я не знаю, что выиграют русские, потому что уровень жизни в России деградирует, свободы поставлены к стенке… Но есть, однако, парадокс. Русские любят царей. Они готовы терпеть лишения и голод, жить в бедности, но главное, чтобы Россия была великой. И сильной. Они имеют в крови этот имперский вирус. Их не волнует, что Россия тратит на вооружение больше, чем на образование, культуру, здравоохранение… И если терпели Путина 3 мандата, потерпят еще один. Потому что это царь. Что может потерять Республика Молдова? Не знаю точно, что именно, я не пророк, но ничего не выиграет. Скорее всего, все останется по-старому. Для нас большим риском является не Путин, а те «путины», которые руководят здесь, у нас, потому что не Путин из России обворовывает и продает нас.
Андрей Стрымбяну, писатель
Независимо от того, кто будет избран, Путин или другие, внешняя политика России со времен Петра I не меняется. Это империя. Ельцин или Горбачев – большие демократы. Кто, если не они разорвали Республику Молдова на части. Так что нам ничего хорошего от отношений с Россией ждать не приходиться. И русские ничего не выиграют. Продолжительность жизни в России снижается, Путин рассорил Россию со всем миром, Россия деградирует. Зато укрепляется военно. Путин будет избран и на этот раз, потому что русские любят, это у них в крови, быть рабами и иметь царя. Важно для нас как пройдут осенние выборы. Если люди выберут Додона, мы потеряны.
Фото: Сергей Михеев/Коммерсантъ