39 583 физических лица должны получить 16,6 миллионов леев от трех банков, обокраденных вследствие «кражи миллиарда». Из общей суммы, 4,1 миллиона леев отойдут к 50 лицам по вкладам более 20 тысяч леев (гарантированный законом порог). Начиная с 5 февраля 2018 года, Национальный банк Молдовы (НБМ) инициировал общественные консультации по проекту Закона о первоочередном урегулировании претензий физических лиц в отношении банков, находящихся в процессе ликвидации: «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank».
В октябре 2015 года, когда были отозваны лицензии на осуществление финансовой деятельности и начата процедура ликвидации «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank», были переведены средства физическим лицам из этих банков в другие банки-эквайеры. В то же время, по данным НБМ, во время осуществления перевода, некоторые из остатков задолженности перед физическими лицами были зарегистрированы на других счетах, а их включение в списки для переводов в другие банки-эквайеры не проводилось. Законопроект предусматривает решение проблемы, связанной с возвратом этих задолженностей.
Настоящий проект устанавливает, что требования физических лиц, зарегистрированных в НБМ, в отношении трех банков, будут выполняться в приоритетном порядке – до удовлетворения категорий требований, перечисленных в Законе о финансовых учреждениях.
Этот закон не распространяется на следующие категории:
- требования акционеров – физических лиц,
- требования аффилированных физических лиц,
- требования физических лиц, указанных как несоответствующих законодательству о предотвращении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Исключением являются требования вышеупомянутых лиц в отношении выплаты заработной платы, авторских вознаграждений, возмещения ущерба, причиненного нанесением увечий или другого вреда здоровью, или повлекшего смерть, а также в отношении выплаты пенсий, в том числе пенсий по содержанию, стипендий, социальных пособий.
Проект предусматривает, что лицам, задолженность перед которыми превышает сумму в 20 тысяч леев, «Banca de Economii», «Unibank» и «Banca Sociala» передадут список требований и получат предварительное одобрение Специальной комиссии, созданной на основании ноябрьского Постановления Правительства 2014 года.
Источником средств для выплаты задолженности являются денежные средства, полученные от капитализации активов трех банков в процессе их ликвидации, по мере накопления соответствующих средств. С принятием настоящего закона, в распоряжении у лиц будет два года, чтобы получить свои деньги. По истечении двухлетнего срока, лица, которые не явятся, потеряют право на получение приоритетных платежей. Эти требования будут удовлетворены в соответствии с общим порядком класса требований, предусмотренных Законом о финансовых учреждениях. Законопроект в настоящее время проходит процесс консультаций с общественностью.
Банковское мошенничество с участием трех банковских учреждений длилось не менее 3 лет. В результате, путем предоставления мошеннических кредитов, из банковской системы было похищено 2,9 миллиардов долларов США. 21 декабря 2017 года Национальный банк Молдовы (НБМ) обнародовал тезисы Второго отчета «Kroll». Как и в первом документе, предоставленном компаниями «Kroll» и «Steptoe & Johnson», нанятыми Республикой Молдова для раскрытия кражи в банковской системе, во втором докладе говорится об Илане Шоре и группе из 77 компаний, связанных с ним, как об основных бенефициарах транзакций трех банков: «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank».
Так, в период с 2012 по 2014 г. значительные объемы кредитов были предоставлены этой группе компаний данными тремя банками. Эти средства были переведены, в основном, на банковские счета в два банка в Латвии, прежде будучи отмытыми через сеть около 100 корпоративных банковских счетов в Латвии. Большая часть этих счетов была открыта от лица компаний, зарегистрированных в Великобритании или в оффшорных зонах, таких как Белиз, ВОВ и Панама. В результате этого комплексного процесса по отмыванию денег, большинство фондов были перенаправлены в Республику Молдова, чтобы оплатить существующие кредитные риски, создавая впечатление, что они представляют собой подлинные корпоративные займы, и обеспечить рост кредитного портфеля.
Эксперты уточняют, что часть из потоков денежных средств, которые были обнаружены до сих пор, выявили целый ряд лиц, которые либо принимали участие в управлении мошеннической деятельностью, либо получили выгоду от потока денежных средств. Поступления на личные счета или на счета компаний, связанных с этими лицами, составили около 50 миллионов долларов.
Обнаруженные суммы были отслежены в многочисленных юрисдикциях, по большей части, в других молдавских банках:
- Латвии – $302.1 млн.
- Молдовы – других молдавских банков, кроме трех вышеназванных ($169.3 млн.)
- Кипра – $112.4 млн.
- Китая – $83.3 млн.
- России – $0.6 млн.
- Австрии – $56.1 млн.
- Эстонии – $51.4 млн.
- Швейцарии – $42.8 млн.
- США – $25.5 млн.
- Гонконге – $22.6 млн.
- Других юрисдикциях – $115.5 млн.
После Отчета Kroll-1, который показал, что главным виновником является бизнесмен Илан Шор и его компании, в октябре 2016 года ожидался Доклад Kroll-2, который должен был пролить свет на «ограбление века»: кто украл, где деньги и как можно их вернуть. Между тем, власти переложили украденный миллиард на плечи населения, а Доклад Kroll-2 был отложен на первую половину 2017 года. Так, Отчет Kroll-2 должен был быть готов более полугода назад, а именно 25 марта. Тем не менее, он был представлен общественности лишь в конце декабря.
Мария ШВЕЦ, Ольга БУЛАТ