Президент Молдовы не намерен уступать приднестровскую территорию России: «Приднестровье – это часть Молдовы»

Пограничная полиция Республики Молдова неоднократно отказывала во въезде российским журналистам. Последний раз в страну не пустили журналистку RTVI Марианну Минскер, которая приезжала, чтобы взять интервью у главы молдавского государства. Интервью не состоялось в Кишиневе, поэтому Игорь Додон лично прибыл в Москву.

В первую очередь, глава молдавского государства затронул тему предстоящих выборов.

«2018 год это год парламентских выборов в Молдове, и он решающий. Власть – парламентское большинство, Демократическая партия, правительство, которое контролируется этой партией – фактически не имеет поддержку населения. По всем опросам, у них около 6-7%, не более чем. Такой низкой поддержки власти за последние несколько десятков лет в Молдове не было. Для того, чтобы как-то позиционироваться и собрать какой-нибудь электорат, они приняли решение начинать вот эти жесткие геополитические конфронтации. С учетом того, что на данном этапе есть конфронтации между Россией и Западом, они пытаются строится в этом строю», – отметил Игорь Додон в интервью RTVI.

Додон о своем отстранении: «Бандитский метод узурпации власти»

Тройное отстранение президента Молдовы не осталось без внимания журналистки, которая попросила уточнить, есть ли у главы государства вообще какие-либо полномочия. Отметим, что в октябре 2017 года новый министр обороны был утвержден в обход президента. Для того, чтобы назначить министра, должность которого была вакантна с декабря 2016 года, пришлось приостановить полномочия главы государства.
2 января 2018 Конституционный суд снова постановил временно отстранить Игоря Додона от права назначать новых министров, поскольку президент повторно отклонил выдвинутые кандидатуры на министерские должности. 5 января 2018 Конституционный суд в третий раз решил отстранить президента Республики Молдова Игоря Додона от должности. На этот раз причиной отстранения стал Закон о запрете пропаганды.

«Если не было бы этих махинаций с Конституционным судом – то, что делает парламентское большинство в течение этого года, – конечно, у президента есть возможность блокировать некоторые инициативы парламентского большинства, и мы это делали», – заявил лидер молдавского государства RTVI. В данном контексте, свое временное отстранение Игорь Додон назвал «шулерским методом – чтобы Конституционный суд ограничивал полномочия президента для подписания каких-то указов», добавив, также, что это «бандитский метод узурпации власти».

При этом, президент Молдовы отметил, что при необходимости готов вывести людей на улицы.

«Если парламентское большинство пойдет на дестабилизацию на приднестровском направлении, если это парламентское большинство попытается поменять Конституцию с точки зрения языка, если это парламентское большинство попытается снять президента с должности не через референдум, а через какие-то манипуляции, то тогда народ выйдет на улицы. И я буду рядом с ним», – сказал Додон.

Напомним, что сразу после выборов президента, Игорь Додон, кандидат, набравший наибольшее количество голосов во втором туре президентских выборов, состоявшихся 13 ноября 2016, вышел перед журналистам с посланием для политических оппонентов и своих сторонников: «Свою победу мы сможем защитить, это я вам обещаю. Нужно будет – сотни тысяч будем здесь. Не играйте с огнем!»

Николае Осмокеску, эксперт в области конституционного права

В связи с этим, Николае Осмокеску отметил для ZdG, что «Игорь Додон находится в состоянии войны со всем миром – и на внутреннем, и на внешнем плане.

Слов «Не играйте с огнем» или «вытащу людей на революцию» не должно быть в заявлениях президента.

В обществе не все спокойно, нет никакой ясности и в том, какую роль имеет президент. Додон не в состоянии эффективно управлять. Постоянно требует власти. Хочет быть монархом».

Президент о сценариях парламентских выборов

Касательно предстоящих парламентских выборов Президент Республики Молдова считает, что есть два сценарий: «Есть сценарий, что социалисты получают парламентское большинство, и тогда президент, правительство и парламент работают вместе в одном направлении. И есть второй сценарий, маловероятный, но о нем тоже нужно говорить, – что социалисты не берут парламентское большинство, тогда президент должен выйти с предложением создать большую коалицию, не геополитическую… с учетом того, что будет смешанная избирательная система, может быть много независимых депутатов, которые согласятся вместе с социалистами создать парламентское большинство».

Политический комментатор Валентин Крылов

Политический комментатор Валентин Крылов считает, что «Додон – слабый и абсолютно поверхностный президент. В отношении Запада ничего не сделал из того, что обещал, с соседями в плохих отношениях, по приднестровской проблеме нет ничего нового, как и с любой другой проблемой внутренней политики. Кое-что произошло в отношениях с Россией, но больше на межличностном уровне Додон-Путин, а не в молдавско-российских отношениях. Торговля с Россией незначительна, как и следовало ожидать. Да, он совершил 7 визитов в Россию, но для себя лично и своей семьи, не для Республики Молдова. Эти визиты имели одну цель: продвижение своего имиджа с точки зрения будущих выборов», – подчеркнул Крылов.

Додон: Маленькие страны обречены иметь хорошие отношения и с Западом, и с Востоком

Несмотря на то, что больше настроен на общение с Россией, Додон отметил, что намерен дружить и с Востоком, и с Западом. «То, что я настроен на стратегическое партнерство с Россией, не означает, что я против Европейского союза, против сотрудничества с США и т.д., потому что маленькие страны обречены иметь хорошие отношения и с Западом, и с Востоком. У нас других вариантов нету», – отметил Игорь Додон.

Свои слова президент объяснил тем, что «движение в Европу, в Европейский союз, будет без Приднестровья. Приднестровье никогда на это не пойдет. 2 февраля годовщина референдума в Гагаузии 2014 года. Тогда 97% проголосовали за Таможенный союз. На Севере страны 70% за ЕврАзЭС. Поэтому движение в Европу это раскол нашей страны. Молдова просто исчезнет. Без России мы никогда не объединим страну, не решим приднестровскую проблему, а также экономически-социальные проблемы. Поэтому, в любом случае нам придется дружить и с Европой, и иметь стратегическое партнерство с Россией», – заявил президент Молдовы. «Для таких стран, как Молдова, нельзя ставить условия “или… или”… Мы видели, к чему это привело в Украине», – подытожил Игорь Додон.

На вопрос журналистки, на каких условиях президент готов уступить приднестровскую территорию Российской Федерации (она ссылалась на референдум 2006 года, на котором 97,2% граждан ПМР высказались за присоединение к Российской Федерации), глава молдавского государства ответил, что «нет таких условий. Приднестровье – это часть Молдовы».

Додон отрицает влияние Плахотнюка на Президентуру

Игорь Додон уверяет, что Президентура не подвластна правящей нынче Демократической партии в Молдове, в частности Владу Плахотнюку, председателю Демпартии. «В реальности в Молдове есть только один институт государственной власти, который Плахотнюк – это институт президента. И именно поэтому, этот институт президента ограничивали в полномочиях», – заявил Игорь Додон.

Отметим, что ранее президент утверждал, что у Влада Плахотнюка нет на него компромата. В декабре 2017 года, в интервью «Коммерсанту» Додон заявил, что «Плахотнюк не контролирует администрацию президента. Только ее он и не контролирует», заверив, в том числе, что, невзирая на слухи, у Плахотнюка нет на него компромата, т.к. «мои плюсы по сравнению с другими в том, что у меня нет ничего за рубежом. Меня из-за рубежа шантажировать невозможно. Внутри страны у меня нет бизнеса, и всем понятно, чем занимается Додон».

Думая о НАТО

Мысли о НАТО все еще не дают покоя президенту. «Образно говоря, у нас минное поле в Молдове. И внутри страны, и внешне очень не просто. С запада у нас НАТО. Конечно, нам не приятно, когда какие-то американские танки там недалеко от границы, либо танки НАТО делают так какие-то учения. Мы – нейтральная страна с нерешенным приднестровским конфликтом», – заявил Додон в ходе интервью.

Ранее президент Молдовы выступал категорически против открытия Бюро НАТО в Кишиневе, которое состоялось 8 декабря 2017 года. Он отметил «поспешность открытия Центра связи НАТО в Молдове, что может иметь очень серьезные негативные последствия. Это, в частности, значительно осложнит наши усилия по разрешению приднестровского конфликта».

Отметим, что Игорь Додон неоднократно высказывался против открытия Бюро связи НАТО в Кишиневе. Во время предвыборной кампании он сделал ряд обещаний, среди которых и получение международных гарантий нейтралитета Молдовы. «Солдаты НАТО не будут шагать по нашим улицам», – заявил тогда Додон.

Интервью президента журналистам, которых не пустили в Кишинев

Интервью Игоря Додона каналу RTVI планировалось в Кишиневе, однако 23 января молдавские пограничники не пустили журналистку Марианну Минскер и оператора в страну, обосновав данное решение тем, что они не смогла подтвердить цель визита. «На пограничном контроле у нас забрали паспорта и куда-то их унесли, попросив подождать. Посмотрели письма. Через десять минут Михаил, глава погранслужбы (так он нам представился) сообщил, что нам отказано во въезде на территорию Молдовы, так как мы не смогли подтвердить цель своего визита. Я им показала письмо. Они в ответ – «мы не видим никакого письма», – заявила Марианна Минскер для RTVI.

Ранее Пограничная полиция Молдовы неоднократно запрещала въезд в страну российским гражданам.

16 января 2018 Пограничная полиция запретила украинскому эксперту Роману Шутову, а также российской журналистке Ираде Зейналове въезд на территорию Республики Молдова, на том основании, что они не смогли обосновать цель визита.

28 ноября 2017 российского журналиста Алексея Самолетова, работающего на телеканале «Звезда», и продюсера ВГТРК Марину Сафронову не пустили в Республику Молдова. 23 ноября отказали пускать российскую делегацию, прилетевшую на деловой форум по той же причине.

Ранее в Республику Молдова не разрешили въехать российскому журналисту Михаилу Делягину, а также российской журналистке «Комсомольской правды». 1 сентября, Пограничная служба Молдовы не разрешила въехать на территорию страны главному редактору «Аргументов и фактов» Игорю Черняку, поскольку он также не указал цель визита в страну.

Петр Маковей, директор Ассоциации независимой прессы Молдовы

«Этот избыток рвения, которое демонстрирует Пограничная полиция, запретить определенным лицам из средств массовой информации, независимо от того, откуда они прибыли, въезд в Молдову доказывает, на мой взгляд, что наша страна становится все более закрытым государством, вопреки европейским ценностям, к которым, предположительно, стремится нынешняя власть», – заявил медиа-эксперт Петр Маковей для ZdG.

Отметим, что 10 января председатель Парламента Андриан Канду подписал указ о промульгировании Законопроекта о внесении изменений в Кодексе телевидения и радио. В соответствии с новыми изменениями, позволяется транслировать информационные и аналитические политические программы, произведенные в государствах-членах Европейского Союза, Соединенных Штатах Америки и странах, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Это означает запрет на ретрансляцию каналов из Российской Федерации, потому что она не ратифицировала соответствующую Конвенцию.

Ольга БУЛАТ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -