Юрий Обадэ, судья, который в августе 2017 решил применить ордер на арест на имя Андрея Брагуцы, мужчины впоследствии умершего в пенитенциаре, опротестовал решение Верховного совета магистратуры об его увольнении в Высшую инстанцию.
Согласно информации, опубликованной на сайте Верховного суда, первое заседание по апелляции Юрия Обадэ состоится 22 февраля 2018 года, в 11:00.
16 января н.г. Юрий Обадэ предстал перед членами Высшего совета магистратуры (ВСМ), чтобы оправдать свои действия, однако ему не удалось их убедить. Его уволили единогласным решением.
«Я не знал, что он болен. Да, когда я увидел его в суде, понял, что это не нормально. В своем заключении я написал, что он был неадекватен, бил ногами двери, окна, он был обнажен. Да, было бы правильным, если бы прокурор представил запрос отправить его в психиатрию», – заявил Юрий Обадэ перед членами ВСМ.
Судья обосновал свое решение тем, что в то время, родители Андрея Брагуцы не были на месте, чтобы забрать его домой под свое наблюдение, а в том состоянии, в котором он тогда находился, Брагуца был опасен как для себя, так и для окружающих.
«Прокурор сказал, что в течение трех дней скорая помощь была вызвана трижды. Врачи написали, что у него шизофрения, которая, как я понял, не является психическим заболеванием, а вызвано алкоголем и наркотиками», – сказал судья в свое оправдание, отметив, что его действия в данном случае не доказывают «отсутствие компетентности».
«Я оказался в ситуации, когда нужно было быстрее расследовать данный случай. Его задержание было логичным. Впоследствии прокурор должен был сделать другой запрос. Где-то на четвертый день он должен был быть помещен как лицо, признанное недееспособным. Почему его держали дольше, почему прокурор не сделал запрос, я не знаю. Меня не было на работе», – заявил Обадэ.
На вопрос члена ВСМ Веры Тома, как судья аргументирует свое решение, учитывая тяжесть преступления, совершенное Брагуцей, Юрий Обадэ сказал, что «принял во внимание то, как Брагуца вел себя в тот момент и во время задержания».
«Я посчитал, что он был менее опасен, если находился под наблюдением. Оставив его на улице, могли быть другие последствия. Я считаю, что в течение трех дней, пока он находился в заключении, нужно было разобраться», – заключил судья.
Юрий Обадэ является бывшим прокурором, который был назначен судьей по уголовному преследованию суда сектора Чеканы в 2004 году. В апреле 2009 года, согласно информации magistrat.md, он был назначен до достижения предельного возраста, а пять лет спустя он получил подтверждение о сохранении в должности. В феврале 2017 года Коллегия по оценке эффективности деятельности судей присудила ему оценку «Очень хорошо», магистрат набрал 85 баллов. Хотя, согласно Постановлению Коллегии, решения судьи Обадэ не были предметом рассмотрения ЕСПЧ, информация, размещенная на странице Объединения «Юристы за права человека», показывает, что решение о составе судейской коллегии, в которой участвовал Обадэ, являлось предметом рассмотрения в ЕСПЧ. В рамках этого дела, государство обвинялось в том, что заявителю не предоставили медицинскую помощь, ненадлежащим образом расследовали жалобу о жестоком обращении и применяли уголовное задержание в отношении него сверх установленного законом срока.
Действия и бездействия сотрудников госучреждений, приведшие к смерти
9 января 2018 г. Генеральная прокуратура объявила о прекращении уголовного преследования и отправления в суд уголовного дела, в котором фигурируют 13 полицейских изолятора предварительного заключения. Они обвиняются в бесчеловечном обращении по отношению к одному из заключенных. Речь идет о деле Брагуцы, о котором ZdG писала ранее.
После того, как он был избит четырьмя сокамерниками, на второй день, гражданин Андрей Брагуца был помещен в камеру один, где, в течение недели (с 17 по 23 августа 2017 г.), его держали в условиях, которые не соответствуют стандартам содержания людей под стражей. Содержание жертвы в плохих условиях вызвало гнойную двустороннюю бронхопневмонию, что привело непосредственно к смерти данного заключенного», – говорится в пресс-релизе Генпрокуратуры.
Если органов правопорядка признают виновными, им грозит от 3 до 8 лет заключения, или штраф в размере от 67 500 до 80 000 леев, с лишением права занимать определенные должности на срок от 5 до 10 лет.
Прокуроры продолжают расследовать действия и бездействия сотрудников госучреждений, под чьей опекой находилась жертва, возбудив два отдельных уголовных дела по факту превышения власти и халатного злоупотребления правил и методов оказания медицинской помощи.
Ранее три инспектора изолятора временного содержания отдела Полиции Кишинева и четыре заключенных, которые находились в одной камере с Андреем Брагуцой, 31-летним мужчиной с психическими расстройствами, были преданы в руки правосудия.
Андрей Брагуца был задержан 15 августа 2017 года после инцидента с патрульной полицией. По словам прокурора, в тот момент, когда его остановили, молодой человек был в состоянии алкогольного опьянения. Он был задержан на 72 часа и доставлен во временный следственный изолятор. Позже его обвинили в применении физической силы к полицейским. 18 августа 2017 года судья вынес решение об аресте на 30 дней. В результате Брагуцу перевели из временного следственного изолятора в пенитенциарное учреждение №. 13. С момента возникновения дела в общественном пространстве государственные учреждения сделали несколько противоречивых заявлений по поводу обстоятельств задержания, состояния здоровья задержанного (наличия или отсутствия телесных повреждений, медицинских диагнозов и т. д.), обстоятельств передачи в несколько мест содержания под стражей (следственный изолятор, пенитенциарное учреждение, психиатрическая больница) и применение насилия другими осужденными или сотрудниками Генеральной полицейской инспекции. 29 августа 2017 Андрей Брагуца скончался в пенинтенциаре «Прункул».
Читайте подробнее о деле Андрея Брагуцы:
«Герои» (не)правосудия по делу Брагуцы
[ВИДЕО] Кишинев: сокамерники избили мужчину с психическим расстройством. Охрана тюрьмы не вмешивалась
Ольга БУЛАТ