Архитектурный памятник национального значения «Особняк Инглези» в центре Кишинева официально перешел под управление Олеси Дьяковой и Натальи Стати, дочерей Почетного председателя (ныне правящей) Демократической партии Молдовы Дмитрия Дьякова.
В 2013 году отчуждение зданий, расположенных за Республиканским театром «Luceafărul», сопровождалось открытием уголовного дела по факту превышения служебных полномочий, по которому Борис Фокша, бывший министр культуры, партийный коллега Дмитрия Дьякова, проходил в качестве подозреваемого. Дело, однако, было прекращено в 2015 году вдали от глаз общественного мнения на том основании, что «деяние не содержит элементов преступления».
Дмитрий Дьяков, политик с одной из самых долгоиграющих карьер в Республике Молдова, который находится на передовой политики почти четверть века, отрицает наличие какой-либо связи с приобретением семьей государственной собственности и прекращением дела в отношении его коллеги по партии. За 24 года в политике высокого уровня, состояние семьи депутата-демократа неуклонно увеличивалось. Согласно последней декларации об имуществе и личных интересах, супруги Дьяковы владеют домом в Кишиневе, управляют двумя роскошными машинами и хранят на банковских счетах почти полмиллиона леев. И их дочери, Наталья и Олеся, владеют предприятиями и недвижимостью на миллионы.
В марте 2013 года ZdG писала, что две фирмы, основанные одновременно, ООО «Safe-Com» и ООО «Somex Consulting», во главе с лицами, приближенными к Наталье Стати, дочери депутата Дмитрия Дьякова, взяли в аренду, после чего приватизировали, несколько зданий на ул. Эминеску, 52, где расположен архитектурный памятник «Городской особняк А.Д. Инглези». Как Дмитрий Дьяков, так и Наталья Стати отрицали свою причастность к этим сделкам. «Нет никакой связи между приватизировавшими фирмами и моей семьей», – утверждал депутат. На вопрос, как случилось, что основатели «Safe-Com» и «Somex Consulting» приходились знакомыми его двум дочерям, Дмитрй Дьяков ответил: «И в чем проблема? В Кишиневе все знают всех». Однако, в 2014 году, год спустя после этих заявлений, дочери Дьякова официально стали владелицами нескольких пристроек к особняку и арендаторами самого особняка.
Особняк Инглези – арендован, разделен, приватизирован
Сегодня из 5 зданий, находившихся на ул. Эминеску, 52, осталось только одно, здание памятника «Инглези», другие, ранее приватизированные фирмами приближенных к семье Дьякова, были разрушены. Само здание памятника принадлежит государству и находится в экономическом ведении Театра «Luceafărul», который в 2010 году подписал договор об узуфрукте с ООО «Alicecom» на 29 лет. Учредителями основанного в 2001 году «Alicecom» первоначально были Георгий Чобану (85%) и Наталья Стати (15%). В декабре 2016 года Наталья Стати стала единственной учредительницей и управляющей компанией вместо Чобану. Вместе с тем, юридический адрес фирмы был изменен с квартиры по ул. Флорилор, на квартиру на ул. Богдана-Воеводы, которая принадлежит, согласно кадастровым документам, одному из сыновей Натальи Стати. В течение 2017 года здание было отреставрировано, что являлось одним из обязательств, взятых на себя фирмой Натальи Стати вместе с заключением договора об узуфрукте.
Остальные здания на ул. Эминеску, 52, пристройки к особняку «Инглези» были снесены, земельный участок был разделен на два, и им были присвоены адреса Эминеску 52/1 и Эминеску 52/2. У обоих участков была одинаковая участь. Первый, с адресом Эминеску 52/1, площадью 6 аров, перешел первоначально к ООО «Somex Consulting», а с марта 2014 года – официально принадлежит Наталье Стати. Кадастровая оценка земельного участка составляет 3,7 миллионов леев. Другой участок, площадью почти 3 ара, к которому приписан адрес Эминеску 52/2, после того, как он перешел к фирме «Safe Com» оказался, все в том же, 2014, году, у другой дочери Дьякова – Олеси Дьяковой. Стоимость этого земельного участка оценивалась в 2009 году в 1,7 миллиона леев. Согласно проекту, одобренному Национальным советом исторических памятников в сентябре 2016 года, на участке за особняком будет построена многоуровневая автостоянка.
Закрытое уголовное дело: «Деяние не содержит элементов преступления»
В сентябре 2012 года, несколько месяцев спустя после приватизации 4 зданий архитектурного памятника на Эминеску 52 и прилегающего к нему участка, прокуроры по борьбе с коррупцией заявили, что это возможно после того, как администрация Театра «Luceafărul» и руководство Министерства культуры (в то время во главе с супругами Стеллой и Борисом Фокшами) изменила юридический адрес 4-х зданий, отделив их от архитектурного памятника «Инглези». Прокуроры говорили, что изменение адресов было произведено в 2010 году, благодаря содействию чиновников Примэрии Кишинева, с целью последующей продажи. Прокурор Адриана Бецишор тогда объясняла «Publika TV», как проходила пагубная для государства сделка, благоприятная для двух фирм, «дружественных» Натальи Стати: «Министерство культуры информирует Агентство по публичной собственности, что эта недвижимость не подпадает под охрану памятников, и, как следствие, Агентство заключает договоры купли-продажи, и эти объекты отчуждаются обществами, которые ранее владели ими на правах аренды», – заявила в сентябре 2012 года Адриана Бецишор.
Позже, в феврале 2013 года, Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) объявил, что он возбудил уголовное дело по факту превышения служебных полномочий. Тогдашний министр культуры, Борис Фокша, выдвинутый Демократической партией (ДПМ), чьим почетным председателем является Дмитрий Дьяков, проходил по делу в качестве подозреваемого, будучи допрошен НЦБК.
14 мая 2013 года, по постановлению Прокуратуры по борьбе с коррупцией (ПБК), уголовное преследование в отношении Бориса Фокши было прекращено. Две недели спустя, после того как информация о закрытии уголовного дела была предана огласке, генеральный прокурор, в то время Корнелиу Гурин, распорядился о повторном возбуждении дела.
По запросу ZdG, ПБК сообщила нам, что уголовное дело было, тем не менее, прекращено. «01.12.2015, по предложению органа преследования НЦБК, ПБК вынесла постановление о прекращении уголовного дела №2012928180, возбужденного по факту совершения руководителями Театра «Luceafărul» и Министерства культуры действий, явно превышавших пределы прав и полномочий, предоставленных законом, что привело к серьезным последствиям для общественных интересов, поскольку деяние не содержит элементов преступления», – говорится в ответе ПБК.
«Итальянский» ресторан по соседству
Наталья Стати владеет бизнесом в здании по соседству с особняком «Инглези» по Эминеску 50. И это здание принадлежит государству, а в мае 2010 года было сдано в экономическое управление Театру «Luceafărul», подведомственный Министерству культуры (сегодня Министерство просвещения, культуры и исследований). Через несколько дней, 2 июня 2010 года был подписан договор аренды, посредством которого Театр «Luceafărul» сдал в аренду фирме «DND-Atlantic», основанной и управляемой Натальей Стати, помещение площадью 400 кв.м. Несколько месяцев спустя, 1 ноября 2010 года, «DND-Atlantic» арендовала еще одно помещение, площадью 166 кв.м. В настоящее время, в этом здании Наталье принадлежит ресторан итальянской кухни «Chianti», ранее здесь был ресторан «Cafe-Cafe», также принадлежавший и находившийся в управлении у дочерей Дмитрия Дьякова.
Партия отца в здании дочери
И прежний офис ДПМ принадлежал одной из дочерей депутата Дьякова. Согласно кадастровым документам, земельный участок в 11 аров и недвижимость площадью 474 кв.м. по ул. Тигина, 32, в центре Кишинева, принадлежат Олесе Дьяковой с июня 2011 года, когда они были подарены ей отцом. Дмитрий Дьяков и его супруга, Татьяна, содержали в собственности недвижимое имущество по ул. Тигина с июля 2005 года. По последним оценкам, в июне 2009 года кадастровая стоимость земельного участка площадью 11 аров составляла 4,8 миллионов леев, стоимость здания не указана.
Олеся Дьякова является также владелицей строения площадью 149 кв.м. недалеко от Центрального рынка, по ул. Кожокарилор, 14 А, которое она купила в октябре 2016 года у Фонда поддержки демократии и парламентаризма, впоследствии переименованного в Фонд за демократию и прогресс. Им, по данным Государственного реестра некоммерческих организаций, руководит Дмитрий Дьяков, и его офис расположен на ул. Тигина, 32, где до недавнего времени располагался также центральный офис ДПМ. Недвижимость на Кожокарилор, 14 А значится в юридическом адресе фирмы «Safe-Com», участвовавшей в приватизации зданий на Эминеску, 52. Здесь же расположен юридический адрес Периодического издания ООО «НОВОЕ ВРЕМЯ», которое находится на стадии ликвидации, его учредителем является Дмитрий Дьяков, а супруга Татьяна – управляющая.
Наталье Стати также принадлежит коммерческое помещение площадью 231 кв.м., расположенное непосредственно в центре, на пересечении ул. Пушкина и М. Варлаама. Она вступила во владение недвижимостью коммерческого назначения в декабре 2006 года, когда купила ее у Илана Шора, нынешнего примара Оргеева, преследуемого по делу о банковском мошенничестве в размере миллиарда долларов. Сделка состоялась в период, когда Наталья еще была в паре с Габриэлем Стати. Кроме того, с течением времени, между Габриэлем Стати и Иланом Шором, которых связывает дружба с детских лет, было несколько сделок с недвижимостью. Ориентировочная стоимость недвижимости на ул. Пушкина составляет 2,78 миллионов леев, а в настоящее время там работает магазин одного из мобильных операторов.
Дома, машины и квартиры, принадлежащие семье
Дмитрию Дьякову и его двум дочерям принадлежат роскошные дома, расположенные рядом друг с другом в элитном районе Кишинева. Дом на улице Чирешилор, в котором живет депутат-демократ, записан на его жену, Татьяну, которая, согласно кадастровым актам, получила его в дар в 2005 году от своей дочери Натальи.
Согласно последней декларации об имуществе и личных интересах, Дмитрий и Татьяна Дьяковы владеют двумя роскошными автомобилями, BMW 730D и Mercedes GLK, оба они были куплены новыми в 2007 и 2010 годах. Супруги Дьяковы задекларировали в 2016 году, что они владели примерно 9 тысячами долларов США, 5 тысячями евро и 190 тысячами леев, имея кредит в размере 150 тысяч леев в «Victoriabank». В 2016 году Дмитрий Дьяков получил 241 тысячу леев (около 20 тысяч леев в месяц) в виде пенсии и зарплаты депутата, а его супруга получила 144 тысячи леев от аренды ряда помещений и 160 тысяч российских рублей (около 47 тысяч леев) пенсии из Российской Федерации.
В свою очередь, Наталья Стати с 2015 года владеет домом площадью 170 кв.м. на ул. Тимиш, а другая дочь демократа, Олеся Дьякова, владеет роскошным зданием площадью 193 кв.м., в том же районе. Олеся Дьякова впервые вступила во владение домом в 2002 году, вместе со своим бывшим мужем, гражданином Ливана, вследствие договора купли-продажи. В 2010 году Олеся продала дом своей сестре, Наталье, а через год она получила его обратно в дар.
Старшая дочь депутата, Наталья Стати, владеет также квартирой площадью 162 кв.м. в новом доме на ул. Сергея Лазо. Она вступила во владение жильем в июле 2014 года после того, как несколькими месяцами ранее подписала инвестиционный договор со строительной фирмой «Ago-Dacia». И трое несовершеннолетних детей Натальи владеют квартирой в доме на ул. Богдана-Воеводы. Квартиры площадью 116, 117 и 93 кв.м. были получены тремя детьми в дар от их отца, миллионера Габриэля Стати, бывшего мужа Натальи Стати.
Дмитрий Дьяков: «Я не участвую в этих вещах»
Отвечая на вопрос о том, каким образом пристройки к памятнику «Инглези» в конечном итоге оказались у его дочерей, хотя в 2013 году они отрицали какую-либо причастность к приватизации этого имущества, Дмитрий Дьяков сказал, что решение его дочерей о покупке этой недвижимости было принято позже, чтобы «консолидировать» предприятие, расположенное в соседнем здании. «Если вы там работаете, у вас есть этот объект, вы вкладываете много денег, почему не владеть чем-то рядом? В чем проблема? Памятник остался у государства и был отремонтирован на частные деньги, там было несколько гаражей, которые не имели никакого отношения к историческому памятнику, и тогда тот кусок земли был похож на любой другой участок в Кишиневе. Если есть интерес, и если это делается в соответствии с законодательством, и деньги платят в соответствии с законодательством, в чем проблема?», – спросил нас депутат.
По словам политика, то, что он являлся партийным коллегой с бывшим министром культуры Борисом Фокшой ни в коей мере не помогло его дочерям купить здания на ул. Эминеску. «Я не участвую в этих вещах. Они работают в кафе в этом районе около 12 лет. Почему бы не проявить заинтересованность, не попытаться закрепиться там? Пусть они построят что-то, ведь у нас весь центр города полон разрушенных зданий. У частного сектора нет возможности, потому что нет законодательства, у государства нет денег, и никто не ремонтирует. Или разворовывают, сносят. Вот и получается порочный круг», – утверждает Дьяков.
Ответы Натальи Стати на вопросы ZdG:
ZdG: В 2013 году вы заявили, что никак не связаны с фирмами «Safe-Com» и «Somex Consulting», которые приватизировали пристройки к памятнику «Инглези» на Эминеску 52. Как получилось, что эти здания, в итоге, попали к Вам?
Наталья Стати: Действительно, на тот момент у нас не было никаких юридических отношений с обозначенными фирмами. Впоследствии, собственники компаний эмигрировали за границу и предложили мне купить больше объектов своей собственности, что я и сделала после тщательного изучения всех бумаг, удостоверившись, чтобы все процедуры были выполнены с соблюдением законодательства. Как вы заметили, мы не скрывались за другими людьми или компаниями, мы действовали абсолютно законно и корректно.
ZdG: После приватизации этих пристроек и земельного участка было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра культуры Бориса Фокши. Тогда прокуроры говорили, что почтовые адреса этих двух участков были незаконно изменены и, таким образом, отделены от памятника архитектуры, чтобы стала возможной их продажа. Что Вам известно о разделении этих двух частей памятника на Эминеску 52?
Наталья Стати: Разделение адресов является обычной и обязательной практикой в таких случаях, и это было сделано только после экспертизы ряда специалистов Академии Наук, которые продемонстрировали, что другие строения были возведены гораздо позже и не имеют исторической ценности. Кроме того, они были полностью уничтожены временем и осадками и не могли быть восстановлены. Насколько я знаю, именно из-за этого расследование, открытое вследствие публикаций в прессе, было прекращено после того, как было доказано отсутствие нарушений.
ZdG: Тот факт, что Ваш отец был партийным коллегой с министром Фокшей, каким-то образом помог вам приватизировать пристройки и земельные участки, которые находились за Театром «Luceafărul», подчиненным Министерству культуры?
Наталья Стати: Что касается приватизации, я в ней не участвовала. Но, конечно, мне сообщили, как она проходила. Во-первых, приватизация проводилась Министерством экономики, а не культуры. Во-вторых, был проведен открытый тендер, в котором приняли участие несколько заявителей. Очевидно, что выиграла самая крупная оферта (и действительно, речь шла о значительной сумме). Итак, все было сделано по закону.
Я хочу упомянуть (мое личное мнение), что, благодаря размежеванию Дома Инглези, исторический памятник сегодня отреставрирован и не подвергается опасности разрушения, как рушатся десятки памятников в Кишиневе и, что самое главное, находится во владении государства, а не в моем личном, как написали ранее ваши коллеги. Есть фотографии, подтверждающие плачевное состояние здания перед реставрацией. Основание было гнилым из-за воды, вытекающей из ржавых и сломанных труб, часть здания по этой причине начала «уходить» под землю и была залита заново. В условиях существующего здания это чрезвычайно сложно сделать! К когда-то наружным стенам с внутренней стороны были добавлены кирпичные стены (возможно, для поддержания тепла), но они не были соединены и расходились. Потолки в комнатах держались на металлических решетках и могли упасть в любую минуту. Ввиду вышеизложенного, я хочу спросить вас, известны ли вам случаи, когда государственные памятники были восстановлены за частные деньги (в данном случае – на займы, под залог частных объектов недвижимости) и остались во владении государства? Меня несказанно огорчает, что никто не берет это в расчет.
ZdG: Верно ли, что на этих двух участках (Эминеску 52/1 и 52/2) должна быть построена многоуровневая автостоянка?
Наталья Стати: После консультаций с Примэрией и Министерством культуры, мы думаем о строительстве здания, которое, несомненно, впишется в окружающий ансамбль зданий микрорайона, а поскольку центр города переполнен машинами, припаркованными незаконно из-за отсутствия специально оборудованных парковочных мест, парковка будет очень кстати.
Анатолий ЕШАНУ