Молдавский законопроект о борьбе с пропагандой в ходе пленарного заседания палаты 24 января обсудили депутаты Госдумы Российской Федерации, назвав его «дискриминационным». Более того, российские депутаты призвали Первый канал расторгнуть контракт с молдавским телевидением.
По словам главы Комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Калашникова, постановление связано с борьбой, которая обострилась в Молдове.
«Нынешний президент Молдовы решил повернуть голову в сторону России, но ему решили вернуть голову туда, куда её повернул Запад раньше», – сказал Леонид Калашников, пишет Парламентская газета.
Ранее, 19 января, Государственная Дума Российской Федерации назвала молдавский Законопроект о внесении изменений в Кодексе телевидения и радио, который предполагает запрет на ретрансляцию каналов из Российской Федерации, грубым нарушением доступа к информации, ущемляющим права значительной части молдаван.
Отметим, что 10 января председатель Парламента Республики Молдова Андриан Канду подписал указ о промульгировании Законопроекта о внесении изменений в Кодексе телевидения и радио.
Президент Республики Молдова Игорь Додон дважды отказался промульгировать данный законопроект, которого он называет «законом о борьбе с пропагандой», заявив, что он «противоречит принципам демократии и нарушает основные права человека, гарантированные Конституцией и Европейской конвенцией по правам человека, а именно: право на свободу слова, свободу прессы, свободу мнения и т.д. Вместе с тем, данный закон, вопреки положениям Конституции, вводит цензуру, что недопустимо в правовом государстве».
Решение Конституционного суда оказалось, однако, на стороне Демпартии, которая выдвинула данный законопроект. Таким образом, КС решил в третий раз отстранить президента. Поэтому, согласно Конституции Республики Молдова, Закон о запрете пропаганды промульгировал 10 января спикер Андриан Канду.
Депутаты Парламента приняли на пленарном заседании, прошедшем 7 декабря 2017 года, Законопроект о внесении изменений в Кодексе телевидения и радио, который включает в себя борьбу с иностранной пропагандой.
За данный законопроект проголосовал 61 депутат из 87 присутствующих.
Позже законопроект был представлен президенту Республики Молдова Игорю Додону для промульгирования, однако он отказался его подписать, вернув парламенту «так называемый “Закон о борьбе с российской пропагандой”», отметив, что «настоящим законом происходит грубое нарушение конституционных прав большинства населения Республики Молдова, граждан этой страны. Около 70 процентов молдавских граждан считают Российскую Федерацию дружественным государством».
22 декабря 2017 года парламент повторно принял Закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс о телевидении и радио. В соответствии с новыми изменениями, позволяется транслировать информационные и аналитические политические программы, произведенные в государствах-членах Европейского Союза, Соединенных Штатах Америки и странах, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Это означает запрет на ретрансляцию каналов из Российской Федерации, потому что она не ратифицировала соответствующую Конвенцию.
Согласно отчету Ассоциации независимой прессы, представленном в мае 2017 года, российские телеканалы, ретранслируемые в Молдове, имеют пропагандистское содержание.
Эксперты Надин Гогу, исполнительный директор Центра независимой журналистики (ЦНЖ), и Петр Маковей, исполнительный директор Ассоциации независимой прессы (АНП), которые координировали подготовку этого отчета, установили, что пять российских каналов («Первый канал», РТР, НТВ, РЕН ТВ, СТС), транслируемые с Молдове, продолжают представлять одностороннюю, манипулятивную и пропагандистскую информацию. В то же время, был выявлен ряд манипуляционных техник, в том числе: селективное и несбалансированное представление фактов; интерпретация сообщений источника или выборочное цитирование; навешивание ярлыков; представление отдельных мнений (включая мнения репортеров) в виде фактов; представление информации из одного источника, и т.д.
Тем не менее, Петр Маковей, директор Ассоциации независимой прессы (АНП), считает, что данный проект, на самом деле, был принят для продвижения личных интересов лидера ДПМ.
«Я считаю, что этот законопроект, продвинутый быстрыми темпами сразу в двух чтениях и без процедуры публичных дебатов, как это предусмотрено законодательством, больше соответствует интересам г-на Плахотнюка, чем интересам общественности в борьбе с пропагандой. Я думаю, что меры, принятые Парламентом, а именно явный запрет в законе на ретрансляцию выпусков новостей из стран, которые не ратифицировали Конвенцию, представляет излишнее рвение. В Европейском союзе нет другой страны, которая принимала бы подобные меры. Украина, которая приняла эти меры, находится в иной ситуации, нежели Республика Молдова, она, практически, находится в состоянии войны, а Россия является агрессором по отношению к Украине, и тогда, на мой взгляд, принятие этих запретов оправдано», – объясняет Петр Маковей.
Эксперт утверждает, что было бы более демократично, эффективно и в соответствии с евростандартами, бороться с пропагандой, как это делают демократические страны, такие как балтийские страны, где нет явного запрета, но регулирующий орган, такой как КСТР в Республике Молдова, постоянно следит за телевизионным контентом и обращается в судебные инстанции, когда это необходимо. Соответственно, временно запрещены отдельные программы. «Это делается не посредством закона, а посредством судебного решения», – уточняет исполнительный директор АНП.
Читайте также:
Закон о борьбе с пропагандой вступил в силу вопреки воле президента. Что изменится?
Ольга БУЛАТ