Мария – желанный ребенок. Хотя она второй ребенок в семье, и мать вновь осталась одна противостоять всем нуждам, малышке уделяется все внимание и материнская любовь. И все же, матери-одиночке сложно одной противостоять всем жизненным препятствиям.
Наталья (имя изменено, прим. ред.) мечтала о том, чтобы у ее сына была сестренка. Все же, если отец мальчика принимает участие в воспитании своего сына, то отец Марии мало интересуется судьбой дочери. Привыкшая в одиночку противостоять всем невзгодам, женщина не жалуется, а ищет решения своих проблем.
«Когда я родила, мне удалось увидеть ее всего несколько секунд»
Наталья родом из пригорода мун. Бельц. Когда она забеременела старшим ребеночком, то обучалась на заочном отделении. Она взяла академический отпуск сроком на три года. «Я думала, что не продолжу учиться. Мне нужно было заботиться о сыне. В конце концов, я решилась. Было трудно, но я хотела закончить образование, что помогло бы мне, впоследствии, найти хорошую работу», – говорит Наталья. В селе был детский сад, но она все же решила переехать в город, чтобы продолжить обучение, будучи ближе к университету и к библиотеке, но и потому, что здесь у ее сына было бы больше возможностей учиться и, соответственно, шансы на более обеспеченное будущее. В Бельцах они снимают жилье, а хозяин квартиры сделал ей временную прописку.
Когда узнала, что беременна, Наталья обрадовалась. Беременность протекала хорошо, но девочка родилась преждевременно, на 33 неделе. «Это моя вина. Было время черешни. Я пошла собирать черешню. Думала, что осторожно полезу на дерево, и все будет хорошо. Однако, осторожно-осторожно, но я попала в больницу», – рассказывает женщина. Вечером началось кровотечение, и она обратилась к гинекологу. Врач тут же вызвал скорую, а в больнице сообщили, что ей необходимо сделать кесарево сечение. «Когда я родила, мне удалось увидеть ее всего несколько секунд, потому что ее нужно было подключить к аппаратам, в инкубаторе, поскольку она не могла самостоятельно дышать. Около пяти дней она простояла с кислородной маской», – вспоминает мама малышки.
Решение – ясли
При рождении девочка весила 2 кг 150 гр. Впоследствии, она добавила в весе, и сейчас чувствует себя хорошо. Все же, Мария «нуждается в реабилитации. Она передвигается в ходунках. Я беру ее за руку, но самостоятельно она не ходит, хотя, иногда, кажется, будто она сейчас забегает», – говорит Наталья. «дома я делала ей массаж, так, как умела, но ей нужен был профессиональный массаж, чтобы развиваться на ровне с другими детьми. Когда я пробовала ее массировать, она плакала. Мышцы были не достаточно упругими, какими должны были быть. Она как будто была напряжена», – продолжает мама девочки. Обратиться к специалисту оказалось довольно сложным процессом, потому что нужно было ждать своей очереди. «Мы потеряли полгода, а в случае малышей, это очень важно, чтобы они правильно развивались», – говорит Наталья.
К тому же, женщина – мать-одиночка и должна работать, чтобы содержать своих детей. Она обратилась к социальному ассистенту, чтобы решить другую проблему. Там, однако, узнала об открытии яслей. «Мне рассказали об яслях и предложили отвезти туда дочь. Я решила, что стоит попробовать», – продолжает женщина. Таким образом, в возрасте восьми месяцев, Мария стала посещать ясли. «Тогда я увидела результаты, поскольку там есть и невролог, и педиатр, и массажистка. Нам не нужно стоять под дверями врачей и ждать пока нас примут», – говорит Наталья. В то же время, у нее появилось возможность трудоустроиться. «Старший – в школе, но с младшей мне нужно было сидеть дома. После того, как я определила ее в ясли, у меня появилось свободное время, чтобы искать работу. Мне помогают и родители, но и я должна работать», – говорит мать двоих детей.
Отказ от детей оставляет отпечаток на их будущее
С другой стороны, у девочки врожденное косоглазие. В поисках решения данной проблемы, Наталья обратилась к офтальмологу. «Специалист сказал, что необходимо хирургическое вмешательство, но в Республике Молдова таких операций не делают», – говорит с сожалением женщина. Поэтому, она ищет в интернете стоимость такой операции за границей. «В Москве делают такие операции. Это очень дорого, но необходимо. Мне нужно будет много работать, чтобы собрать деньги. Она девочка. Не хочу, чтобы у нее были проблемы или чтобы она меня обвинила, будучи взрослой, что я не все сделала для нее», – объясняет мама девочки.
Хотя и мать-одиночка, Наталья полна сил. Она уверена, что сможет позаботиться о своих детях. Другие матери, оказавшись в похожих ситуациях, отказываются от своих детей, которые впоследствии оказываются в интернатах. Однако, этот шаг оставляет свой отпечаток на будущее детей. Таким образом, одно исследование показывает, что каждые три месяца нахождения ребенка в интернатных учреждениях, он теряет месяц в развитии. Также, мозг институционализированного ребенка может быть в три раза менее развит, чем у ребенка, росшего в семье. Лишь у 3-5% институционализированных детей в будущем есть навыки создания и сохранения семьи.
Место каждого ребенка в семье
В 2010 году Ассоциация CCF Moldova – ребенок, общество, семья и Муниципальное Управление по защите прав ребенка начали акцию по реформированию Муниципального дома для детей раннего возраста, главная цель которой замена дома ребенка рядом других социальных услуг. Корнел Цэруш, представитель Министерства труда, социальной защиты и семьи, утверждает, что «феномен отказников в Республике Молдова снижается», а важный шаг в этом смысле развитие материнских центров, где могут быть размещены проблемные пары мать-ребенок. В Республике Молдова открыты 10 подобных центров. «Мы планируем продвижение национальной программы обеспечения жильем матерей-одиночек, которые зачастую вынуждены жить в сожительстве ради крыши над головой, но цена за свой уголок оказывается невероятно высокой, – это касается физической, но и психической целостности матерей, а также детей», – заявляет Корнел Цэруш.
Стела Васлуян, президент APSCF, назвала, в рамках пресс-клуба под названием «Детский дом – не дом. Институционализация детей необходимо остановить», четыре основных принципов Конвенции ООН о правах детей: недискриминация, интерес ребенка превыше всего, выживание/ развитие и мнение ребенка. «Мы представляем альянс из 89 организаций и боремся за остановку процесса институционализации, продолжая твердо верить в то, что место каждого ребенка в семье, рядом с мамой и папой», – подчеркивает Стела Васлуян.
В начале 2000 года, около 17.000 детей находились в интернатных учреждениях. В настоящее время, институционализированы около 3800 детей.
Ольга БУЛАТ