Республика Молдова проходит через большой кризис. И это не просто газовый кризис, потому что, как кажется, газ куплен, дрова найдены и компенсации предоставляются. Конечно, в этой области все могло быть и лучше: цены на газ могли быть ниже, а компенсации для тех, кто оказался в затруднительном положении – выше, но нынешнюю ситуацию нельзя считать большим кризисом.
Надвигается энергетический кризис, поскольку запасы электроэнергии не успевают накапливаться, а на Молдавской ГРЭС, которая обеспечивает электроэнергией обе стороны Днестра, может закончиться российский газ, но и это не самый большой кризис, поскольку ведутся переговоры с Румынией, обсуждаются цены и принимаются меры по экономии энергии.
Самый большой кризис в Молдове – это люди, которые должны вытаскивать государство из потенциальных кризисов. Все комментаторы, от человека с улицы до пользователей TikTok, знают, какими качествами должны обладать люди, которые должны вытащить Молдову из кризиса: у них должны быть настоящие дипломы хороших университетов, большой опыт работы в прозрачных правительствах, они должны быть очень компетентными, но и очень честными, они должны жить только работой, они должны уметь жить на небольшие деньги, они должны прислушиваться к любой критике и делать то, что лучше для каждого отдельного гражданина.
Именно таких людей мы хотим иметь, и так и должно быть. Но хотим ли мы их на самом деле? Или мы только притворяемся, что хотим таких людей? Если посмотреть на недавние отставки и назначения, возникает вопрос: когда кого-то продвигают на государственную должность, является ли этот человек лучшим? Новый специалист лучше старого, или нет? Когда просят об отставке, предлагаются ли вместо него более компетентные люди?
Большая проблема молдавской действительности – это люди с запятнанной репутацией. Вернее, проблема в том, что люди с запятнанной репутацией представляют собой большинство. Те, кто не очистился от пятен, приобретенных служением Воронину, Плахотнюку, Додону и т. д., теперь требуют, чтобы Молдова была очищена. Они превратились в оркестр, который поливает грязью всех, кто пытается что-то сделать. И я не говорю о том, что они поливают грязью правительство, потому что все правительства должны подвергаться критике. Но они обливают грязью все благие намерения, всех людей, которые пытаются не запятнать себя, будь то журналисты, правозащитники, эксперты, и почему бы и нет – люди на государственных должностях, которые честно выполняют свою работу. Много грязи выливается на европейские устремления Молдовы и на всех, кто выступает за европейскую демократию и соответствие стандартам ЕС.
На днях бывшая судья, которая не смогла остаться в судебной системе, попыталась преподнести мне урок о том, как надо заниматься журналистикой. «Быть журналистом (…) – это большая ответственность за то, чтобы донести правду до людей», – отметила Виктория Сандуца, словно переписывая из учебника по журналистике. Она права. Но кто об этом говорит? Человек, который стал судьей в 2017 году и проработал в системе до прошлого года. И чей голос стал весьма критичным после того, как ее целостность была поставлена под сомнение.
Критические голоса в адрес судей были редкими в публичном пространстве в 2017-2019 годах, когда судебные решения принимались в интересах олигархов, когда десятки судей, находящихся под политическим контролем, выносили решения против граждан, когда миллионы леев были потеряны в ЕСПЧ из-за неблаговидных действий молдавских судей, когда законные выборы были отменены при участии судей, а журналисты и активисты подвергались нападениям в суде со стороны тех же олигархов. Это были годы самой печальной славы для судебной системы, когда доверие к судам упало до предела, и на его восстановление, вероятно, потребуются десятилетия. Но также это были годы, когда судьи и их семьи строили себе роскошные особняки, а в гаражах у них стояли дорогие машины. И все это без внятной отчетности о доходах.
Было бы замечательно, если бы среди судей и прокуроров нашлись смельчаки, которые вселили бы надежду в граждан. Но эти голоса не были услышаны. Возможно, молчание было удобным, а разоблачение – опасным. Сегодня критика уже никому не угрожает, в Молдове можно свободно критиковать кого угодно, и мы с ужасом смотрим на Россию, Беларусь и Азербайджан, где журналистов, врачей и учителей арестовывают и убивают в тюрьмах за критику в адрес системы.
Без критики нет ни демократии, ни прогресса. И право на критику является неотъемлемым и неоспоримым. Но критика должна заставлять плохих людей становиться лучше, а если нет, то приводить других, более компетентных. А если кто-то был в коррумпированной системе и молчал, может ли он учить других, как вершить правосудие, проводить государственные закупки или заниматься журналистикой?
Большой кризис, с которым мы столкнулись, заключается в том, что людей, которые могли бы сделать что-то лучше и у которых есть масса возможностей в любой точке мира, не привлекает желание приехать и сделать что-то для страны из-за шквала критики со стороны людей с запятнанной репутацией, которые становятся еще активнее, организованней, злее и громче.
Избирательная кампания для парламентских выборах еще не началась, но уже видно, насколько анемичными являются проевропейские партии и насколько активными становятся приспешники Кремля, которые колесят по всей Молдове, усиливая антиевропейские настроения. Это большой кризис, и для его преодоления нужно иметь много незапятнанных людей.
Алина РАДУ