Материал Новостей Донбасса
Чуть более двух лет назад, 11 августа 2022 года, был основан «Русский добровольческий корпус» — подразделение, которое воюет против путинской армии в составе Сил обороны Украины.
За это время бойцы РДК участвовали во многих важных операциях и сражениях с оккупационными войсками РФ как на линии фронта в Украине — в частности, в Бахмуте и Авдеевке, — так и на территории самой России.
Вооруженные добровольцы из России считают себя настоящей оппозицией кремлевскому режиму. Об одном из подразделений — Вольно-казачьем отряде, который воюет в составе «Русского добровольческого корпуса», рассказывают «Новости Донбасса».
«Безоружные митинги ни к чему не приведут, я сторонник реальной войны»
Они называют себя казаками и воюют в «Русском добровольческом корпусе» на стороне Украины. В России их считают террористами, а в Украине они плечом к плечу с ВСУ борются против путинской армии.
«Приветствую, меня зовут Роман. Мой позывной “Кубань”. В Украине я уже почти два года. Сам родом с Кубани, я боец Вольно-казачьего отряда РДК. Мы взяли в руки оружие, чтобы вместе с Украиной бороться против кремлевского режима за вольность Дона, Кубани, Терека и других казачьих земель», — рассказывает о себе доброволец из России.
После того как он с подросткового возраста на родной Кубани начал интересоваться историей и политикой, понял, что становится все более оппозиционно настроенным к путинскому режиму.
«Где-то лет в 16 я познакомился с казаками, которые говорили, что им тоже все это не нравится, не нравится эта власть. Но по факту это [объединение кубанских казаков] была просто структура, которая привлекала молодежь, чтобы контролировать ее и не давать делать лишние шаги. Ничего интересного там для себя не подчеркнул. Это просто деды, которые собираются в казачьем штабе, бухают и курят шмаль», — говорит Роман.
Когда началось полномасштабное вторжение России в Украину в феврале 2022 года, Роману, как казаку, отдали приказ разогнать местный антивоенный митинг. После того, как он отказался, казаки донесли на него в ФСБ. Начались проблемы в колледже, и после нескольких допросов спецслужб он решил покинуть Россию.
«Когда уехал, я твердо принял решение, что я хочу именно воевать. Я не хочу жить за границей, жить в эмиграции, меня это не интересует. Меня не интересует жизнь в каком-то там российском оппозиционном сообществе. Меня не интересуют все эти “чаепития против Путина”. Я знаю, что это ни к чему не приведет, как и безоружные митинги. Я сторонник реальной войны, реальных действий, и поэтому я здесь», — объяснил боец Вольно-казачьего отряда РДК.
Роман понял, что хочет вступить в «Русский добровольческий корпус», в ряды Вольно-казачьего отряда, который официально был сформирован в начале 2024 года. Его создали потому, что в РДК было много казаков и они хорошо зарекомендовали себя на фронте.
«Моя мотивация — это борьба против режима РФ, а борьба против режима РФ возможна только через освобождение украинской территории. То есть это пазл, который ведет к развалу Российской Федерации. Наша идеология, казачий национализм, — это идеология освобождения и борьбы за казачью нацию, потому что наши земли сейчас, в нашем понимании, оккупированы РФ. А в Гражданскую войну (1917–1923 годов — прим. ред.) наши земли были независимы. Это все — войско Донское, это Кубанский край Кубанского войска», — рассказывает военнослужащий Роман с позывным «Кубань».
По некоторым данным, царь Иван Грозный в середине 16 века в качестве благодарности за взятие Казани отдал казакам в вечное владение реку Дон. После Петр Первый начал физическое уничтожение донских казаков, резко ограничил их права на самоуправление и уменьшил территорию. Следующие российские правители были более лояльны к казакам и до революции 1917 года область Войска Донского сохранялась. Советская же власть после революции и гражданской войны продолжила то, что начал Петр Первый — уничтожение и изживание донских казаков.
Боец РДК с украинскими корнями
Еще один боец Вольно-казачьего отряда РДК, Тимофей, родился в Москве и жил там до семилетнего возраста. Затем с родителями переехал в Одессу — на историческую родину отца, довольно известного украинского и российского художника Сергея Ануфриева.
«Он [отец] родился в Одессе и, соответственно, в какой-то момент решил вернуться в Одессу, в Украину. А я рос здесь до тех пор, пока не поехал учиться в университет в России. Там начал обучение на философском факультете», — рассказал о себе противник кремлевского режима Тимофей с позывным «Эней».
Тимофей устраивал философские конференции и принимал активное участие в общественной жизни. Когда началась полномасштабная война, он принял решение покинуть Россию и уехал в Сербию. Там молодой человек участвовал в культурных мероприятиях, читал лекции, и там же познакомился с одним из основателей Вольного-казачьего отряда РДК.
«В сущности, я понимал, что все это имеет посредственное значение по сравнению с тем, что происходит сейчас в Украине, в стране, где я вырос и с которой так или иначе себя ассоциирую, несмотря на наличие российского гражданства», — вспоминает боец.
Родители Тимофея — выходцы с юга Украины и России. По его словам, в роду были и донские, и запорожские казаки.
«Я всегда чувствовал себя связанным и с Украиной, и с Россией, но не мог понять, кто я такой. Как так получается? Я не могу в полной мере назвать себя украинцем, но и русским назвать язык не поворачивается. В итоге я пришел к выводу, что на самом деле я скорее казак», — объясняет Тимофей.
За что воюют казаки РДК
Бойцы Вольно-казачьего отряда РДК считают себя потомками казаков и хотят возродить эту культуру.
«Настоящее казачество — это мы. Мы — его единственное представительство в современности. Мы ведем борьбу за освобождение нашей родной земли от лап кремлевских элит. Мы — отголосок той войны, которая продолжается до сих пор», — утверждает «Кубань».
По словам представителей казачьего отряда, они считают себя потомками свободных и независимых воинов, которые противостоят московской власти.
«Это действительно люди, которые имеют казачье происхождение и ассоциируют себя с казачьей идеей. В конечном счете они хотели бы видеть свою родную землю независимой от московской власти. Мы, как и все бойцы РДК, являемся частью этого дружного, воинствующего ордена, но при этом сохраняем свою самоидентификацию как казаков», — объясняет «Эней».
В чем отличие украинских казаков от российских
Российские казачьи организации, по словам историков, всегда были подконтрольны власти. Если в Украине — это общественные и культурные организации, то в России — политически ориентированные.
«Российское казачество полностью перешло на службу к российской власти. Полностью выполняет все прихоти и является еще одним инструментом для внедрений российской внутренней и внешней политики, где им это удается», — рассказывает историк и глава общественной организации «Центр милитарной истории» Василий Павлов.
«Казачья культура в России сильно искажена. Она превратилась в цирк шапито — я даже не знаю, как это иначе назвать. Это просто маскарад, лишенный настоящего казачьего духа», — отмечает боец РДК с позывным «Кубань».
Кремль использовал казаков как инструмент дестабилизации на Донбассе в 2014 году. Тогда они активно участвовали в боевых действиях на стороне так называемых «ДНР» и «ЛНР». По словам историков, казачество в восточных областях Украины полностью находилось под влиянием российских спецслужб. Эти организации использовались для распространения кремлевских нарративов, прикрытых лозунгами о «возрождении традиций».
«Многие национально осознанные казаки, которые продолжают жить на своей земле — в современной Ростовской области, Краснодарском крае и на Кубани, — смотрят на всю эту “движуху” довольно снисходительно», — говорит «Эней».
В состав РДК, помимо казачьего отряда, входит боевое подразделение карел-националистов, которое борется за независимость Карелии. Также существует отдельная группа, выступающая за независимость Калининградской области.
«Если мы можем использовать казаков в таком качестве, чтобы раскалывать единство РФ и создавать вместо нее ряд независимых государств — неважно, национальных или казачьих, — то это будет только на пользу», — уверен историк Василий Павлов.
На каких участках фронта воюют казаки
Казачий отряд в составе «Русского добровольческого корпуса» принимал участие в ряде военных операций.
Роман начинал свою службу штурмовиком в Луганской области, под Сватово. Затем он воевал на коксохимическом заводе в Авдеевке, Донецкой области, где получил осколочное ранение.
«Страшно. Первый штурм был в Авдеевке — тогда адреналин зашкаливал. Я всегда мечтал выскочить из машины с оружием в руках и стрелять с колена по своему главному противнику. Я это испытал. Я испытал даже больше в том штурме. Но, если не вдаваться в подробности, это была целая палитра эмоций. Поэтому все наши штурмовики — это просто звери», — рассказывает Роман с позывным «Кубань».
В составе РДК заходил в Белгородскую область РФ, сдерживал наступление оккупантов в Харьковской области в мае 2024 года. Последняя знаковая операция — освобождение от российских войск Волчанского агрегатного завода в сентябре 2024 года.
«Они [военные сил РФ] на заводе оказались в тактическом окружении. Наша цель состояла в том, чтобы принудить их к миру», — подчеркнул «Кубань».
В зачистке Волчанского агрегатного завода принимал участие и Тимофей. Это пока его единственная военная операция. Некоторые российские военные, которые во время штурмов попадают в украинский плен, в итоге переходят на сторону «Русского добровольческого корпуса».
«У нас есть и бывшие сотрудники ГРУ, и российская десантура, и, соответственно, бойцы ЧВК “Вагнер”. Это адекватные люди, которые осознанно сделали выбор перейти на нашу сторону — на сторону Украины, на сторону добра», — отмечает Тимофей с позывным «Эней».
Его побратим Роман добавил, что в состав их подразделения входят и бывшие бойцы «Шторм-Z».
«Как попадают [в наши ряды]? Ну, сначала выражают желание, затем с ними проводится беседа, после чего начальник штаба принимает решение. Далее, в зависимости от профессиональных навыков, решается: принять их, не принять или отказать», — добавил Роман.
Отношения РДК с бойцами ВСУ
По словам бойцов РДК, конфликтов с украинскими военными у них нет, ведь они воюют против общего врага.
«Какого-то негативного отношения я ни разу не встречал. Вообще, на войне трудно такое представить. Мы все в одной лодке, у нас совершенно другие проблемы. Такие вопросы, как правило, даже не возникают. Ты воюешь, защищаешь суверенитет Украины — и к тебе нет лишних вопросов. Все, ты сделал свой выбор. А выбор особенно важен для таких молодых ребят, как мы», — признался Тимофей.
Того же мнения придерживается и Роман, отмечая, что их никто не воспринимает негативно, поскольку они уже стали полноценной частью украинского общества.
В РФ «Русский добровольческий корпус» признан «террористической организацией» и запрещен. Недавно суд заочно приговорил командиров РДК к пожизненным срокам за государственную измену, а также за терроризм, пропаганду терроризма, незаконное пересечение границы, незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатки.
«Что касается возвращения в Россию, то, как и многие, я готов вернуться туда с оружием в руках, на БТР. Пока я не вижу другого способа своего возвращения», — уверен Тимофей.
Боец Вольно-казачьего отряда РДК Роман также понимает, что пока власть их там не ждет.
«”Террористы”, что поделать? Но что нас там ждет? Нас ждет война. То есть нас там не ждут — это мы всех ждем. Я готовлюсь к тому, что война будет долгой, и психологически уже настроился на это», — заключил он.
Материал создан при поддержке «Медиасети»