Зачастую жертвы изнасилования (в основном это женщины) оказываются лицом к лицу не только с агрессорами, но и с системой, которая должна их защищать. Обескураженные, многие из этих женщин отказываются добиваться справедливости, боясь презрения общества, но также из-за сомнительных уголовных расследований, которые возбуждаются на основе дискриминационных понятий правовых норм, которыми оперируют полицейские и прокуроры. Лишь самая малая часть жертв борется до конца. Принужденные агрессорами или собственной боязнью, большинство жертв отзывают жалобы, поданные в полицию. Этим и объясняется тот факт, что из нескольких сотен жалоб, зарегистрированных правоохранительными органами, Правительство Р. Молдова проиграла в ЕСПЧ лишь в двух случаях.
Зачастую, женщины предпочитают умалчивать об изнасиловании, отказываясь вспоминать и говорить о перенесенных телесных и душевных травмах. Марианна (24 года) является одной из этих женщин. Жизнь ей преподнесла много пощечин. Самую болезненную она получила два года тому назад. Молодая девушка, родом из Леова, выросла без родителей. Они были лишены родительских прав, когда девочке было всего лишь несколько лет от роду.
Девять лет она прожила в школе-интернат. Позже, она поступила в Педагогический Университет им. «Иона Крянгэ». Но девушка бросила учебу, потому что студенческая жизнь слишком дорога. Не имея постоянной работы, она не могла позволить себе снять комнату. Домом и кроватью для нее стала скамейка в парке «Ла Извор», сектора Буюкань. Это длилось до тех пор, пока однажды ночью, девушка не стала жертвой издевательств со стороны группы незнакомцев. «Я умоляла их оставить меня в покое. Теперь я каждый день молюсь Богу дать мне силы», признается Марианна. О полиции не могло идти и речи. «Я испугалась. Люди бывают разные. Я не доверяю полиции, прокурорам. Кто знает, какие связи имеют преступники?!», задается вопросом девушка. Через девять месяцев, она стала матерью. Родила двойню. Сейчас им один год и три месяца. Молодая женщина бережет их как зеницу ока. Сама не доедает, чтобы дети были сытыми. Не спит, следит за их сном. Бедные и обремененные нуждами, все трое живут в съемной комнате, которая оплачивается одной неправительственной организацией.
«Даже ЕСПЧ не в силах все разрешить»
Трагедия Марианы это реальность, которую пережили многие женщины Р. Молдова. Также как и она, не все из них осмелились подать жалобу в полицию. В конечном итоге, из всех уголовных дел, проигранных Правительством в ЕСПЧ, лишь два проходят по факту изнасилования. Одно решение было оглашено в мае 2012 года, второе в сентябре 2013 года. «Случаи с изнасилованием очень трудно доходят до ЕСПЧ, из-за общественного презрения и повторной виктимизации этих женщин. Необходимо много мужества, чтобы подать первое заявление в полицию, где ты должна все рассказать. Пока дойдешь до первого приговора, ступившего в силу, ты должна рассказать о случившемся, по меньшей мере, пять раз. У обвиняемого есть адвокат, который каждый раз когда ему заблагорассудится, будет спрашивать жертву о деталях, вынудив ее, таким образом, отказаться от жалобы», – говорит адвокат Дойна Стрэйстяну, которая занималась одним из этих досье – дело И. Г.
Приговор – через восемь лет после изнасилования
Жертве было всего лишь 14 лет, когда она была изнасилована приятелем, старше нее на семь лет. Одним августовским вечером 2004 года, она отправилась с друзьями в ночной клуб в одном из сел района Сынжерей. Один из молодых людей купил бутылку водки. Сначала девушка отказывалась пить, но поддалась давлению окружающих и выпила 100 мл алкоголя. По словам девушки, агрессор сказал ей, что не отвезет ее домой, если не выпьет наравне с остальными. После того как он отвез друзей по домам и остался с девушкой наедине, мужчина потребовал, чтобы она перешла на заднее сидение, где он ее и изнасиловал. Он пригрозил ей смертью, если она вымолвит хоть слово о случившемся. На второй день, девушка рассказала все матери, которая написала заявление в Комиссариат Полиции района Сынжерей. Через несколько дней было возбуждено уголовное дело. Почти три года спустя, в апреле 2007 года, судьи Апелляционной Палаты города Бельцы постановили, что агрессор ни дня не должен провести в тюрьме. Спустя еще пять лет, судьи ЕСПЧ установили единогласно, что была нарушена 3 статья Европейской Конвенции по Правам Человека, которая гласит, что никто не должен быть подвержен пыткам, бесчеловечному или унижающее достоинство обращению или наказанию. Компенсация И.Г. составила около 12.000 евро. Девушка, однако, не смогла остаться в деревне. Сейчас она живет в Москве.
«В этом случае не принималось во внимание безответственное поведение преступника. Вместо этого, судьи хотели узнать подробности об ее сексуальном прошлом, хотя это был ее первый опыт. В таких случаях, запрещено приводить такие доказательства. В случае И.Г. суд мотивировал свое решение, основываясь именно на этих информациях. Посчиталось, что она дала свое согласие, потому что она не сопротивлялась», – комментирует Дойна Стрэйстяну.
На протяжении 17 лет, борется с системой и с агрессорами
Н. А. было всего лишь 13 лет, когда она стала жертвой группового изнасилования. Это произошло в сентябре 1997 года. Окончательное решение было оглашено только в декабре 2005 года, то есть по истечении восьми лет с момента возбуждения уголовного преследования. Агрессоры не были наказаны. Спустя еще восемь лет, ЕСПЧ огласил решение в пользу девушки, отметив, как и в первом случае, что была нарушена 3 статья Европейской Конвенции по Правам Человека. Сегодня жертве 30 лет и она еще борется не только с преступниками, но и с системой. «Мы подали заявление о пересмотре этого дела», – сказал нам ее адвокат, Андрей Бричак.
Год от года, правоохранительные органы заполняют общую статистику. По словам представителей Министерства внутренних дел, с начала 2014 года, на основании статьи 171 Уголовного Кодекса – Изнасилование, было возбуждено 276 уголовных дел. Из них, 181 были рассмотрены прокурорами, а 69 были направлены в суд. 35 уголовных дел были прекращены, а другие 28 – закрыты.
В основе расследований, устаревшее и дискриминационное руководство
Расследуя каждое дело, полицейские и прокуроры основывались не только на Уголовный Кодекс, но и на справочнике, на основе которого и действовали – «Методическое руководство по расследованию преступлений сексуального характера», разработанное в августе 2008 года сотрудниками Генеральной прокуратуры. Местные и иностранные эксперты неоднократно обращали внимание на то, что это руководство является устаревшим и содержит дискриминационные понятия.
Вот отрывок, который подтверждает опасения специалистов: «В ситуации, когда жертва не оказывает никакого сопротивления агрессору, из ее поведения должно следовать то, что она категорически отказывается половому сношению. Если сопротивление жертвы было обстоятельно (формально), а не категорическое (т.е. могло быть истолковано как согласие на сексуальный акт), совершенное не может быть классифицировано как изнасилование».
Авторы руководства продолжают следующим примером: «Известно, что девушкам подросткового возраста свойственны чувства застенчивости, скромности, естественной стыдливости. Эти поведенческие качества проявляются по-особому, когда имеет место добровольный сексуальный акт (особенно, который происходит впервые). В таких случаях, почти всегда оказывается мнимое сопротивление, которое нельзя преодолеть только словами, наставлениями, уговорами. В этом случае, поняв сложившуюся ситуацию, партнер интерпретирует, будто девушка согласна на половое сношение, и вынужден применить, в адекватных формах, некоторые физические усилия. Очевидно, что такое «насилие» не может рассматриваться как физическое давление в контексте изнасилования».
Эксперты: «Использование руководства может привести к серьезным последствиям»
Управление Верховного Комиссара по Правам Человека (УВКПЧ) в Молдове решило заняться пересмотром руководящих положений, используемых в уголовных преследованиях по факту изнасилования и других форм сексуального насилия. Патсили Толедо Васкез, международный эксперт, доктор юридических наук, будет работать, совместно с группой местных экспертов, в области унификации правовых норм и гармонизации практик в соответствии с международными стандартами расследования случаев изнасилования.
Группа специалистов, которая изучила документ, отмечает, что дальнейшее использование этого Руководства может привести к серьезным последствиям и к нарушению основных прав женщин.
«Так как Руководство считает, что только женщины являются жертвами изнасилования, эти заявления распространяются только на них, и это усиливает стереотипы о поведении женщин. Интерпретации имеют глубокие корни в дискриминационных представлениях о мужской и женской сексуальности. Также, эти высказывания отрицают автономию женщин, и являются, таким образом, отрицанием личности женщин как полноправных лиц. Наконец, эти заявления поддерживают идею о том, что «нет, означает да», которая должна быть искоренена из общества и правосудия», комментирует Алина Григораш, офицер по правам человека в Управлении Верховного Комиссара по Правам Человека в Молдове.
Поэтому, объясняет она, реформа в сфере законодательства сексуального характера должна быть весьма ясной в том, что касается «свободного согласия». «Проблематичен еще тот факт, что в большинстве случаев, агрессор освобождается от уголовной ответственности, используя в качестве защитной стратегии против жертвы неправильную интерпретацию «согласия», утверждает Алина Григораш.
Специалист объясняет, почему документ должен быть изменен: «Руководство было принято в 2008 году, но с тех пор, Уголовный Кодекс претерпел несколько существенных изменений в области преступлений сексуального характера. Различные законы, принятые в 2010 и 2012 годах, изменили существующие правовые нормы и даже были введены новые виды преступлений, как например сексуальное домогательство», прокомментировала Алина Григораш.
В настоящее время, группа из прокуроров и представителей Министерства внутренних дел, пытается исправить ошибки, допущенные в Руководстве шесть лет тому назад. «Прежде всего, должно быть изменено уголовное право, а после, судебная практика. Только после внесения этих изменений будет отредактировано и Руководство. Оно было разработано в соответствии с Уголовным Кодексом, но и с судебной практикой», говорит Руслан Попов, руководитель Управления контроля уголовного преследования и методической помощи Генеральной прокуратуры.
Однако, пока власти изменят нормы, которыми руководствуются, многим из жертв предстоит найти в себе силы начать жизнь заново. Как в случае Марианны…
Анастасия Нани