Материал Еврорадио
Журналисты Белорусского расследовательского центра (БРЦ) совместно с “Радио Свобода”, “Киберпартизанами” и международной организацией The Reckoning Project провели масштабное расследование и установили местоположение фильтрационного лагеря, в котором россияне допрашивали солдат и мирных жителей Украины.
В начале полномасштабного вторжения его разбили российские военные на территории Беларуси. Это место, по свидетельствам очевидцев и правозащитников, стало символом ужаса и жестокости. Пленные — как украинские гражданские, так и военные — подвергались жестоким пыткам.
Еврорадио пересказывает основные моменты из опубликованного журналистского материала.
Сыновья в плену: от Киевской области до Наровли
В марте 2022 года российские военные захватили двух братьев, жителей села Ораное в Киевской области. 16-летний Владислав и его старший брат были задержаны оккупационными властями. Владислав позже рассказывал, что их вывозили в автозаке с завязанными глазами. Он понял, что оказался в Беларуси, когда пограничники подтвердили: это Наровля, город в Гомельской области.
Пленных держали на территории, напоминающей заброшенный колхоз. Владислав вспоминал избиения и издевательства: “Старшего били сильнее. Битами… Он рассказывал, что, возможно, у него даже сломаны ребра”.
Схожее описание дал украинский военнослужащий Виктор, попавший в плен примерно в то же время. Он также говорил о территории, похожей на крупный колхоз, заполненной военной техникой, в том числе танками и советскими зенитными установками.
Истязание арестованных
Наровля, небольшой город на юге Беларуси, превратился в место, где пытки стали обычным делом. Правозащитники отмечают: сюда массово свозили пленных украинцев.
Юристка Юлия Полехина из правозащитной группы “СІЧ” рассказывала о 24-летнем парне, которого задержали вместе с отцом. Они попали в Наровлю, где подверглись жестоким допросам.
Журналист-расследователь Дмитрий Джулай подчеркивает: Наровля стала первой точкой для пленных из Киевской области. В фильтрационном лагере, по его словам, особую жестокость проявляли к гражданским, в том числе женщинам и детям.
В июле 2022 года экспертка Генштаба Украины Ирина Баданова заявляла, что в Наровле происходят страшные надругательства над гражданскими заложниками и что Беларусь будет привлечена за это к ответственности.
Координаты пыточной
Журналисты БРЦ, используя спутниковые снимки Planet Labs, обнаружили несколько локаций в Наровле, где скапливалась российская техника. Среди них — территории госпредприятий, такие как “Наровлянская передвижная механизированная колонна № 107” и “Припятский альянс”.
Ключом к разгадке стали кадры российского телеканала НТВ. На видео видно здание с разрушенной крышей, палатки и КАМАЗы. Сопоставив эти данные с описаниями пленных, журналисты подтвердили, что лагерь находился на территории “Припятского альянса”.
На этой же территории были слышны крики людей, которых, по словам бывшего пленного Богдана Лысенко, “били до потери сознания”. Лысенко вспоминает, что гражданские страдали больше всех: “А гражданских там били дай боже… То есть там постоянно были слышны крики”.
Ответственность режима и международное право
Факт вывоза украинских гражданских и их удерживание в лагерях на территории Беларуси нарушают Женевскую конвенцию. Юрист Екатерина Дейкало поясняет: “Принудительное перемещение гражданских с оккупированных территорий — это международное преступление. Особенно если речь идет о детях. Такие действия никак не могут быть оправданы”.
Эксперты The Reckoning Project заявляют, что гражданские и военные не могут удерживаться в одних лагерях, а сами условия пребывания в Наровле тянут на военное преступление.
Правозащитники возлагают ответственность за происходящее на Александра Лукашенко. Как подчеркивает юристка Юлия Полехина, “создание фильтрационных лагерей невозможно без согласия властей. Когда людей пытают и не оказывают медпомощи — это преступление, за которое должны ответить как исполнители, так и организаторы”.
БРЦ пытался получить комментарий от представителей белорусских властей, но ответа не дождался.
Судьба узников наровлянского лагеря
Лариса Ягодинская, мать двоих братьев из села Ораное, до сих пор ждет возвращения старшего сына. Он находится в российской колонии и числится свидетелем. Встреча с ним остается под вопросом, как и судьба многих других людей, прошедших через фильтрационный лагерь в Наровле.
С момента задержания мужчины прошло уже больше двух лет.