Супруги Натальи и Александра Крупы, имея трех биологических детей, отважились взять в семью еще двоих — брата и сестру 11 и 9 лет. И хотя многие считают, что со старшими детьми сложнее найти общий язык, семья из Кировоградской области Украины своим примером доказывает обратное. Несмотря на полномасштабную войну и все трудности адаптации, они смогли создать крепкую семью, где каждый чувствует себя важным и нужным. Своим опытом Наталья поделилась с Забороной: тем самым она хочет вдохновить других не бояться брать в семью детей постарше. К этому призывает и руководитель Координационного центра по развитию семейного воспитания и ухода за детьми Ирина Тулякова. Она рассказала о разных вариантах дать детям расти в заботе и уважении.
Усыновление и приемная семья в Украине: в чем разница
И усыновление, и семейные формы воспитания дают ребенку возможность расти в семейном окружении, но непосредственно усыновление — это когда вы принимаете ребенка в свою семью навсегда, как родного. Он или она становится членом вашей семьи, со всеми правами и обязанностями родного ребенка, получает вашу фамилию, и вы становитесь его\ее родителями.
Приемная семья (и другие семейные формы воспитания, такие как большая приемная семья или детский дом семейного типа) — больше о долговременной, но все же временной заботе.
«В приемной семье ребенок может находиться до совершеннолетия или до завершения учебы в учебном заведении. Вы принимаете ребенка в свою семью на время, обеспечиваете ему домашнее тепло, заботу и воспитание. Но юридически этот ребенок не становится вашим сыном или дочерью. Когда пребывание воспитанников завершается, государство может устроить в семью других детей с согласия приемной семьи», — объясняет Ирина Тулякова.
Различается также финансовый аспект. При усыновлении берется полная финансовая ответственность за ребенка как за родного. «В случае с приемной семьей государство оказывает финансовую поддержку на содержание ребенка, а также выплачивает денежное обеспечение самим приемным родителям — так сказать, за то, что они помогают государству воспитывать детей, оставшихся без заботы биологических родителей», — информирует Тулякова.
«Как вырасту, возьму хотя бы одного ребенка»
Семья Крупов выбрала стать именно приемной семьей. Причем идея была с ними долгие годы, а реализовали ее после того, как родили троих и получили от них добро на расширение.
Наталья работает учительницей информатики и математики в школе города Власивка, что в Кировоградской области, уже более 20 лет. Недавно она стала менторкой молодежного проекта Upshift. Хотя в детстве Наталья не мечтала выбрать профессию учителя, она уверена, что ее призвание — работа с детьми и молодежью. «Этот движ — это мое. Хотя больше по душе работа именно в молодежной организации, со старшими мне проще находить общий язык, мы общаемся на равных. Но когда в школе к тебе прибегают обниматься дети младших классов, говорят, как они соскучились… Это тоже невероятное чувство», — делится женщина.
Учительство свело ее и с будущим мужем, когда она только перешла преподавать в школу. Пара обсуждала будущее: Наталья мечтала о трех детях — двух девочках и мальчике, и Александр полностью поддержал любимую. И тогда они впервые заговорили о возможности усыновить ребенка, если не удастся родить своих. У Натальи еще с детства были мысли по поводу усыновления — после того, как она узнала, что бывают дети-сироты.
«Помню, как уходила из садика, а по дороге у нас был интернат для детей с нарушениями зрения. И я маленькая такая иду и спрашиваю маму: “А почему уже так поздно, а детки не идут домой?”. Мама мне тогда объяснила, что это интернат и детки там живут; рассказала о брошенных детях. И это для меня было таким шоком… И тогда в шесть лет у меня зародилась мысль, что как вырасту, возьму хочтя бы одного ребенка, чтобы он там не был сам», — рассказывает она.
Чтобы сделать тему воспитания детей в семейном окружении более открытой и доступной широкому кругу украинцев, была создана онлайн-платформа «Україна для кожної дитини». Она аккумулирует в единственном месте всю необходимую информацию и пошаговые инструкции для желающих принять ребенка в свою семью. На платформе подробно и достаточно доступно описан поэтапный алгоритм действий; какие документы человек должен собрать; где он может это сделать; можно ли это сделать онлайн или есть необходимость ту или иную справку брать физически. Более того, для многих документов предоставлены шаблоны и формы в электронном виде для заполнения онлайн.
Не думали, что можно не только усыновлять
После женитьбы у пары родилась дочь Надежда, и мысли об усыновлении отошли на второй план, пока через четыре года до супругов не наведались студенческие друзья — тоже супруги. Кроме двух своих детей, у них были двое приемных; они рассказали Наталье и Александру о приемном родительстве.
«Я тогда не знала, что детей из детдомов и интернатов можно забирать в приемную семью, а не только усыновлять. Меня этот вариант очень заинтересовал, и мы обсуждали это с мужем. Но вскоре я узнала, что снова беременна. Через девять месяцев на свет появился наш средний сын Рома. А еще через несколько лет родился Максим», — рассказывает она.
В сентябре 2021 года, когда младшему было чуть менее двух лет, Наталья наконец спросила у мужа: станут ли они приемными родителями? Александр ответил: «Поехали завтра в службу по делам детей». Далее супругов ждали проверки, сбор необходимых документов и соответствующие курсы, которые должны пройти все желающие взять ребенка из институционального учреждения. В декабре пару рекомендовали к приемному родительству.
Согласие биологических детей
Биологические дети также приняли желание родителей взять приемных братца или сестричку. Наталья и Александр написали заявление в службу по делам детей (СДД). «Для нас это было важно, и мы говорили с нашими детьми о нашем желании помочь другим. Мы объясняли, что любить мы их меньше не станем и остаемся их родителями. Но все вместе мы можем дать другим деткам, которые растут без родителей, тепло и заботу», — говорит она.
Так семья и стала ждать звонка от работников службы.
Артем и Ната
Вскоре им позвонила работница службы по делам детей и рассказала о брате и сестре — 11-летнем Артеме и 9-летней Нате, которые также нуждались в заботе взрослых. С одной стороны, как говорит Наталия, она хотела взять младших деток, но с другой стороны, это были родные брат и сестра, а супруги как раз планировало взять двоих детей — мальчика и девочку. Так что решение было принято сразу.
Первая встреча с детьми состоялась 8 февраля 2022 года, как раз на день рождения Артема. «Днем раньше мне прислали фото детей, хотя мне и в голову не приходило смотреть на них до встречи. Это знаете: когда свой ребенок рождается, ты же не можешь увидеть его до этого. Но каким бы он ни получился, это твой ребенок и ты воспринимаешь его таким, каким он есть. Так и здесь: мне было все одно, как они выглядят», — рассказывает Наталья.
При знакомстве дети были очень застенчивы. Но уже в следующий раз, когда Крупы приехали со своими детьми, они стали более активными.
«Что мне понравилось, так это то, что младший сын Максим сразу нашел с ними общий язык. Он у меня дитя ковида, как раз карантин был, он мало с кем общался и мог плохо реагировать на незнакомых людей. Но Артема и Нату он совершенно спокойно воспринял и активно играл с ними. Они там с Натальей повсюду бегали, даже обо мне он забыл», — с улыбкой вспоминает мама.
Война и новое начало в укрытии
Семья Натальи и Александра также понравилась детям, и они дали свое согласие стать ее частью. Нужно было подождать, чтобы Артем и Ната поехали домой. Супруги должны были получить решение о создании приемной семьи 25 февраля. Но война внесла свои коррективы.
«Когда началась большая война, мой брат звал ехать с детьми к нему в Польшу. Я сказала, что никуда не уеду. К тому же мы обещали детям [Артему и Наталье] забрать их, они ждут, они поверили в нас, они дали свое согласие. Я не могла их подвести. Муж также сказал, что никуда ехать не хочет, хотя как отец троих несовершеннолетних детей, он мог уехать за границу. Так мы и остались», — объяснила женщина.
К счастью, ждать пришлось недолго. На выходных Наталье позвонили из службы по делам детей и предложили забрать детей, но действовать нужно было очень быстро. В Кропивницкий за ними поехал Александр и работница службы по делам детей. Дорога была тяжелая: повсюду стояли блокпосты, а враг обстреливал дорогу на подъезде к городу. Но детей все же удалось привезти домой.
«И вот момент. Входят они во двор, а тут включается воздушная тревога. Сразу их повели к нашему импровизированному укрытию в амбаре, где уже мои трое сидели. Так началось наше приемное родительство», — улыбается Наталья.
Более 10 тысяч детей, находившихся в семейных формах воспитания, были вынуждены покинуть свои дома в связи с полномасштабной войной: из них 8200 детей из 3577 семей были эвакуированы за границу; 2618 детей из 1463 семей переместились в пределах Украины. Жестокие действия врага заставляют семьи переезжать и сейчас. Причем родителям приходится искать работу и жилье и поддерживать детей, чтобы те не получали дополнительный стресс.
Коммуникация: нельзя быть готовыми ко всему
Наталья не скрывает: первое время было нелегко. Даже с опытом учительства, после прохождения курсов, общения с другими приемными родителями, нельзя быть готовыми ко всему.
«Каждая ситуация с приемными детьми уникальна, ведь они приходят со своими травмами. Например, Артем мог пойти и скрутиться в уголке даже от простого замечания, и его вообще нельзя было касаться. Впоследствии я поняла, что это потому, что у тетки им было тяжело, она их физически наказывала», — рассказывает Наталья.
Она добавляет, что помогла работа с психологом, который объяснил, что гиперактивность детей — это способ выплескивать негатив. И без активностей это только будет накапливаться. «Артем действительно может взорваться, хотя ему самому это не нравится, потому что он пока не контролирует это. И мы оба учимся — сначала успокаиваться, а потом говорить, чтобы не провоцировать еще больше эмоций. Благодаря приемным детям мы получили уникальный опыт, которого бы ни было с нашими биологическими детьми», — заключает Наталья.
Правильное решение взять старших детей
Сейчас, почти через три года, Артем и Ната стали неотъемлемой частью семьи. Они учатся, активно занимаются спортом, любят ездить с отцом на велосипедах и на рыболку. Наталья убеждена, что решение принять старших детей было верным. «Многие люди хотят брать маленьких детей, потому что считают, что с ними проще, и я была не исключением. Мне казалось, что младший ребенок больше прикипает к тебе», — признается женщина.
Но сейчас она убеждена — не стоит бояться брать старших детей: «Когда ребенок более взрослый, с ним можно договориться, с ним можно коммуницировать. С верным подходом, с работой психолога можно найти подход к ребенку и стать для него лучшим другом и наставником».
В интернатах много детей постарше, которые так же мечтают о папе и маме. И Наталья призывает других взрослых давать им шанс стать частью семьи. «Я за это время ни разу не пожалела, что стала приемной матерью для детей 9 и 11 лет. И если вы тоже хотите открыть свое сердце для тех, у кого нет заботы биологических родителей, то старших детей бояться не стоит. Даже если они не будут воспринимать вас как родных родителей, вы останетесь теми людьми, которые дали им шанс, любовь, заботу, какой-то старт в жизни».
Дети постарше и дети с инвалидностью
По данным Украинского координационного центра по развитию семейного воспитания и ухода за детьми, фактически есть очередь кандидатов на усыновление ребенка в возрасте от рождения до 10 лет. В первом полугодии 2024 года каждый пятый усыновленный ребенок — в возрасте 6—10 лет. В то же время, за этот период усыновлено только 54 ребенка в возрасте от 10 до 18 лет, и в подавляющем большинстве это случаи, когда старшего ребенка усыновляли вместе с младшим братом или сестрой. Случаи усыновления старших детей, не имеющих младших братьев или сестер, к сожалению, единичны.
«То есть в основном, люди рассматривают возможность усыновления одного ребенка, без братьев и сестричек, а еще без нарушений физического или ментального развития, — отмечает руководитель Координационного центра Ирина Тулякова. — Но ведь каждый ребенок заслуживает семьи, независимо от возраста, состояния здоровья или наличия братьев и сестер. Особенно сейчас, в условиях войны и постоянного стресса, детям нужен значимый взрослый рядом, который бы давал ощущение определенности, спокойствия и безопасности, который бы обнял и успокоил».
Для создания семейных групп из нескольких братиков и сестричек очень удачной является такая форма устройства как приемная семья. Если же это большая семейная группа, то есть такая форма как детский дом семейного типа или большая приемная семья — это семьи, которые принимают на воспитание от пяти до 10 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Также разрабатывается механизм внедрения специализации приемных семей для детей с инвалидностью, чтобы были семьи, готовые принять к себе детей с любыми особенностями их здоровья, поведения и пережитого опыта. «Эта инициатива будет предусматривать как специальную подготовку приемных родителей, так и систему их постоянной поддержки — финансовую, психологическую и профессиональную. Однако для настоящих изменений требуется еще и изменение общественного восприятия. Важно показывать, что дети постарше, дети с инвалидностью так же хотят дарить и принимать любовь, приносить радость и иметь настоящую семью», — резюмирует Ирина Тулякова.
Материал подготовлен и опубликован при поддержке Медиасети