Конкурс на замещение должности директора НЦБК был формальным и поверхностным, организованным только для отвода глаз, как это было во многих других случаях в Республике Молдова. Когда стало ясно, что Виорел Кетрару не может баллотироваться на новый срок, в различных кругах начали называть того, кто мог занять место Кетрау – Богдан Зумбряну.
Несмотря на то, что слухи казались больше предположениями, как и ожидалось, чиновники пошли еще дальше, организовав открытый конкурс на замещение этой должности. Только в последние дни истечения срока подачи документов, стало известно, что шесть человек хотят занять место Кетрару. Была известна только цифра, но не фамилии кандидатов. Несмотря на это, имя Зумбряну продолжало звучать, как имя победителя.
Остальные участники конкурса, преподаватели вузов или сотрудники НЦБК, не получили никаких шансов стать во главе учреждения. Несмотря на это, они не отказались от участия в конкурсе. Таким образом, их участие, заведомо проигрышное, придало конкурсу достоверность, легитимность, прозрачность и демократический дух, которого так ценят в Европе.
Кстати, в Республике Молдова все конкурсы проводятся примерно одинаково – предсказуемый кандидат сопровождается предполагаемыми кандидатами, которые подставляют себя на службу властям. Так, согласно бумагам, важные должности занимаются «на конкурсной основе», но туда попадают, в любом случае, преданные властям люди.
В ближайшие дни, до и после голосования в парламенте, люди продолжат обсуждать, пытаясь понять, почему именно Богдан Зумбряну стал главным козырем властей в НЦБК.
Поскольку никто и никогда не признает, что этот конкурс действительно был фарсом, можно только предположить, как именно произошло назначение Зумбряну во главе НЦБК. Но сначала надо понять, как он «завоевал» доверие координатора правящей коалиции?
Наверное, то, как Богдану Зумбряну вел некоторые дела, принесли ему славу.
В 2010 году, после падения Владимира Воронина с трона, а так же после отсоединения Владимира Плахотнюка от бывшего президента-коммуниста, именно Богдан Зумбряну вызвал Олега Воронина, сына бывшего президента, в НЦБК для расследования его подозрительных доходов.
Зумбряну арестовал и президента Victoriabank Виктора Цуркану, держа его незаконно под стражей, как, впоследствии определил ЕСПЧ. Благодаря аресту Цуркану, Влад Плахотнюк получил контроль над банком.
Последовали и другие уголовные дела, такие как дело Иона Викола, бывшего начальника Налоговой инспекции, обвиняемого в коррупции, затем объявленного в международный розыск после того, как исчез, находясь под судебным контролем.
И уголовное дело о договорных аукционах в медицине тоже Зумбряну вел. Вершиной его достижений, как кажется, стал арест родственников бывшего премьера и самого Влада Филата. Это и был кульминационным моментом в его карьере в НЦБК.
Несмотря на то, что из-за Зумбряну Молдова проиграла ряд дел в ЕСПЧ, например «Мушук против Молдовы», «Oferta Plus против Молдовы» и «Чеботарь против Молдовы», в результате чего государство вынуждено было выплатить не менее 2.559.604 евро, он остается, несомненно, фаворитом координатора. По крайней мере, на 5 лет вперед, в течение которых «подготовит преемника», так же как он сам был «взращён» Виорелом Кетрару.
Анета ГРОСУ