Майя Санду получила второй мандат президента, потому что ей удалось сохранить свою добросовестность в течение четырех лет мандата. За время мандата она не разбогатела, и не было информации о том, что она замешана в схемах. Именно ее неподкупность сыграла решающую роль в последние две недели кампании, когда тысячи добросовестных и честных людей поддержали ее, призвав других сделать то же самое.
Это победа Майи Санду, но еще это победа нашего народа в борьбе с мафией, коррупцией, Шором, Платоном, Додоном, Филатом, Плахотнюком и другими политиками, которые остались в истории как те, кто обокрал эту страну и сделал ее нищей. Это победа той части общества, которая знает, чего хочет (ЕС и ничего больше, несмотря ни на что), победа хороших людей в истинном смысле этого слова. Было чудесно увидеть, сколько таких людей в этой маленькой стране. Весь последний год я думал, что их больше нет. Они прятались и как будто боялись. Но они есть. Они могут свернуть горы, если захотят и если у них есть конкретная цель. Они невероятные. И это показывает, что у страны есть будущее, когда и если эти люди объединяются. Они настоящие победители этих выборов.
Журналисты также победили на этих выборах. Во-первых, журналисты-расследователи, которые наконец ответили на вопрос: «И что, если вы пишете? Все равно ничего не меняется». Оказывается, меняется. Многое меняется. Когда люди смотрят, читают расследования и передают их другим. Журналистика показала, что она может мобилизовать общество, которое казалось уставшим и растерянным. Хорошая журналистика стала более сплоченной, чем когда-либо, после многих лет разобщенности и, зачастую, одиночества. С этого момента может начаться ее восстановление.
На этих выборах также победили полицейские, которые проявили преданность стране и боролись за нее последние месяцы. Сейчас подходящий момент для того, чтобы пересмотреть их зарплаты и хотя бы приблизить их к уровню зарплат прокуроров и судей.
Это также победа Республики Молдова. Что она выиграла? Время – 5-6 месяцев, чтобы решить все проблемы, которые не решились за три с половиной года.
Это не победа ПДС, которая поспешила ее отпраздновать в воскресенье вечером. Да, в ПДС была проделана большая работа, там много хороших и очень трудолюбивых людей, и многие ездили в села и общались с их жителями. Но все должны понимать, что именно партия больше всего тянула вниз нынешнего президента. Даже если факты этого не показывают, таково восприятие, и его нужно принимать во внимание. Это как в правосудии. Восприятие диктует. Партию необходимо очистить от коррупционеров, оппортунистов, потребителей и тех, кто просто НЕ может выполнять свою работу.
Это также не победа других проевропейских партий. Да, ПДС больше не сможет получить большинство в следующем Парламенте. Они допустили ошибки, проявили наглость и некомпетентность в некоторых сегментах. Но давайте подумаем, какова проевропейская альтернатива на данный момент? Кто из проевропейских политиков выделился за последние три года? И чем? Что они сделали, чтобы заслужить голоса тех, кто разочарован в ПДС, но объявил себя проевропейцем? За редким исключением, в этой избирательной кампании они показали свое истинное лицо и, кажется, они столь же высокомерны и может быть даже слабее, чем те, кого они критикуют. Так где же альтернатива и почему спустя три года она ниже 2%?
Чего хотят люди?
Кампания также показала, что мы крайне уязвимы для фейков. Нас невероятно легко обмануть, нами легко манипулировать с помощью того, что кто-то говорит в сетях, и Tik Tok – первая из них. Я хочу увидеть хотя бы сейчас, в конце, со стороны госучреждений, Центра стратегических коммуникаций и борьбы с дезинформацией, а также других важных игроков, которые могут что-то менять, действия и факты, а не офлайн-мероприятия и ничего конкретного. Фейки нас убивают, и сегодня они угрожают национальной безопасности Республики Молдова. К ним больше не следует относиться как к шутке.
Думаю, все ждут обещанных в предвыборной кампании кадровых перестановок в правительстве. И не перестановку для видимости, а настоящие изменения. Было бы огромной ошибкой думать, что если выборы прошли, то можно снова играть с народом.
И да. Ожидается, что судебная реформа будет основана на профессиональных, а не на каких-либо других критериях. Но когда я говорю о судебной реформе, люди хотят меньше законов и больше действий. Они хотят примеров от судей и прокуроров, и чтобы высокопоставленных людей ловили и садили в тюрьму. Без этого, какой бы идеальной ни была реформа на бумаге, не будет ощущения ее успеха (к сожалению?).
А люди, хотим мы того или нет, желают чувствовать ЕС и реформы здесь и сейчас. Они хотят чувствовать это в ценах, в зарплатах и пенсиях, в компенсациях и других видах помощи. Нет денег? Их нужно найти.
Вместо вывода
Майя Санду проиграла на выборах в стране? Да, числа показывают, что она проиграла с перевесом около 32 тысячи голосов. Но почему она проиграла? Причина в том, что в Гагаузии, которая де-юре является Молдовой, проголосовали так же, как и в Северной Корее – более 97% за одного кандидата, то есть более 63 тысяч человек выбрали этого кандидата. Такому числу позавидует Путин. И над этим стоит задуматься. Очень сильно. Хороша ли тактика, которую использовали до сих пор в отношении этого региона, или ее необходимо срочно пересмотреть? Когда я говорю о тактике, я имею в виду миллионы евро из европейских фондов, которые доходят до Гагаузии, минуя прилегающие области. Когда я говорю о тактике, я имею в виду полное отсутствие кишиневских политформирований в политической борьбе в этой области… Майя Санду – президент диаспоры, как громко кричат социалисты, коммунисты или Шор? Нет, потому что диаспора состоит только из граждан Республики Молдова. С таким же успехом мы могли бы сказать, что Майя Санду – президент Кишинева или президент центра Молдовы, где большинство проголосовало за нынешнюю главу государства.
Ясно только одно. Выборы прошли, страну спасли, но без адекватных и немедленных мер победа Майи Санду лишь отсрочит реванш пророссийских сил, которые жаждут его больше, чем когда-либо. Парламентские выборы – настоящая ставка России, и до сих пор все было скорее испытанием. Для некоторых пророссийских политиков отныне это будет больше, чем просто политическая борьба. Это будет настоящая битва не на жизнь, а на смерть. Прецедентов в России было достаточно.
Кстати, через четыре года Майя Санду уже НЕ сможет баллотироваться. Здоровых подлинных проевропейских альтернатив пока НЕТ. Но нам нужно думать о них уже сегодня. У Кремля уже есть несколько.
Кампания перед президентскими выборами, а особенно референдум очень хорошо показали, кто предатели страны и оппортунисты, и стало яснее, чем когда-либо, кому небезразлична эта страна, а кто готов продать ее при первых признаках слабости. Они показали свое истинное лицо, и об этом не стоит забывать. Хотя мы видели, что некоторые из тех, кто выступал против референдума, теперь фотографируются с избранным президентом и претендуют на какие-то заслуги в этом отношении. Нет, с такими людьми мы никогда не построим достойную страну.
Успехов, Молдова!
Виктор МОШНЯГ