«Король» киосков из Центральной претуры

Семья претора сектора Центр муниципия Кишинева, Павла Русу, управляет несколькими киосками в Кишиневе. Супруга претора, Тамара Русу, учительница и заместительница директора в Лицее им. Георге Асаки, является учредительницей фирмы «Petra T.P» и управляющей несколькими киосками, в том числе по продаже кофе на перекрестке ул. Пушкина и 31 августа 1989 года. Невестка претора, Инга Лупу, является основательницей другой фирмы, занимающейся предпринимательством с киосков. Претор, пользуясь должностями, которые он занимал и занимает, облегчает бизнес своей семьи, подписывая служебные ноты в пользу деятельности киосков. Претор отказался побеседовать с нами, репортера ZdG прогнали из его кабинета, расположеннного в Центральной претуре.

Тамара Русу, учредительница фирмы «Petra T.P», и ее муж Павел Русу, претор сект. Центр

«Ghereta Neamului» («Народный киоск»), как прозвали пользователи интернета кофейный киоск перед Лицеем им. Георге Асаки, был установлен в ночь с 22 августа на 23 августа 2015 года. На месте небольшого киоска, в котором продавали газеты, появилось намного более просторное помещение. Несколько дней спустя, во время заседания в Примэрии, генеральный примар Дорин Киртоакэ и вице-примар Нистор Грозаву заявили, что тогда не была предусмотрена процедура замены киосков, поэтому, можно было снести этот небольшой киоск и установить другой, более просторный. «То, что у нас есть у «Георге Асаки», больше не является киоском. По всем канонам, это магазин, даже если он маленький. Он сделан из дорогих материалов, у него пластиковые окна, внутреннее кондиционирование воздуха, подключение к воде и канализации. Он неплохо выглядит, честно вам говорю. По сравнению с тем, что у нас есть, это большая разница, но цель не в том, чтобы заменять старые киоски новыми киосками. Насколько мы понимаем, этот экономический агент с этим киоском прошел через систему существующих нормативных актов, ничего не нарушив», – заявил тогда Киртоакэ, добавив, что он подпишет положение, вследствие которого замена киоска потребует авторизации, которая отсутствовала в то время.

«Народный киоск» Русу перед Лицеем им. Асаки

Семья и.о. претора сектора Центр, Павел Русу, вошел в бизнес с киосками в октябре 2014 года, когда ООО «Carilia» купило 18 киосков у «Omnia Press», в том числе расположенный на перекрестке ул. Пушкина и 31 августа 1989 года, впоследствии замененный кофейным киоском. Как тогда уже упоминали Киртоакэ и Грозаву, киоск, появившийся за одну ночь, принадлежал фирме «Carilia», единственной учредительницей которой, на тот момент, была Лия Нойкирх, дочь действующего и.о. претора сектора Центр. В то же время, управляющей фирмой была Инга Лупу, супруга Игоря Лупу, сына претора Павла Русу. Игорь Лупу, который в ноябре 2011 года, сменил фамилию с Русу на Лупу, является директором Государственного предприятия Центра прикладной метрологии и сертификации (ЦПМС). В августе 2015 года, когда был установлен кофейный киоск дочери и невестки Павла Русу, он занимал должность начальника Отдела по социально-экономическим вопросам Центральной претуры, в обязанности которого входила и выдача разрешений на торговлю. В мае 2017 года управляющая Инга Лупу стала единственной учредительницей фирмы «Carilia», заняв место своей золовки, Лии Нойкирх. В настоящее время, кофейный киоск в сквере Лицея им. Георге Асаки управляется фирмой «Petra T.P», основанной в мае 2016 года Тамарой Русу, женой и.о. претора, она же является управляющей фирмой. Тамара Русу является учительницей физики и заместительницей директора Лицея им. Георге Асаки, на территории которого расположен киоск.

Идентичный киоск на улице Тестемицану

Другой киоск, в котором продают кофе и натуральные соки, идентичный расположенному в сквере Лицея им. Георге Асаки, недавно появился на пересечении улиц Тестемицану и Вырнав, в очень людном месте, возле Республиканской клинической больницы, Клиники Республиканской больницы и Республиканского центра медицинской диагностики. Продавец киоска не выдал нам чек за купленный кофе, мотивируя это тем, что кассовый аппарат не работает. Внутри, однако, были вывешены документы с указанием названия фирмы «Carilia». Согласно договору безвозмездного пользования, подписанному 11 ноября 2017 года, полученному ZdG, киоск вблизи Республиканской больницы перешел от «Carilia» в «Petra T.P». В том же договоре предусмотрено, что киоск передается от фирмы невестки фирме супруги Павла Русу «безвозмездно во временное пользование» сроком на 3 года.

Уголовное дело за разрешение на киоск

Другой киоск, принадлежащий фирме «Carilia», расположен на пересечении ул. Митрополита Варлаама и Армянской, недалеко от Центрального рынка. За нормальное функционирование этого киоска ООО «Carilia» «борется» с Примэрией Кишинева с февраля 2016 года, дойдя даже до суда. Первоначально, 12 февраля 2016 года вице-примар Нистор Грозаву подписал распоряжение «О прекращении деятельности и эвакуации киоска». В этом распоряжении говорилось, что экономический агент должен эвакуировать киоск в течение 5 дней, иначе он будет принудительно эвакуирован службами Центральной претуры. Вместе с тем, в распоряжении, подписанном Грозаву, делалась ссылка на уголовный процесс, инициированный Национальным центром по борьбе с коррупцией (НЦБК) по факту выдачи разрешения на киоск по ул. Варлаама, на углу Армянской. Но распоряжение об эвакуации, подписанное Грозаву 12 февраля 2016 года, не было выполнено, а через несколько дней, 26 февраля, ООО «Carilia» направило предварительное заявление в Примэрию Кишинева, требуя отмены распоряжения. Фирма квалифицировала решение об эвакуации киоска как «незаконный акт, вынесенный в нарушение закона». В предварительном заявлении фирмы также отмечалось, что возбуждение уголовного дела НЦБК «не может повлечь недействительности административных актов по той причине, что любое лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его вина не будет доказана законным путем, в ходе публичного судебного процесса».

Отвечая на вопросы ZdG, представители НЦБК подтвердили, что подобное дело находится в ведении учреждения: «Дело возбуждено по факту превышения служебных полномочий руководящими лицами Примэрии Кишинева при выдаче разрешения экономическому агенту «Carilia». В настоящее время предпринимаются действия по уголовному преследованию для установления всех обстоятельств дела».

Судьи и Грозаву требуют эвакуации, Русу говорит: Невозможно

26 октября 2016 года ООО «Carilia» подало в суд на Примэрию Кишинева, вновь потребовав отменить распоряжение об эвакуации киоска. 18 ноября 2016 года иск, поданный «Carilia», был полностью отклонен Центральным судом. Фирма, которой на тот момент владела дочь претора, и которой управляла его невестка, оспорила решение, дело дошло до Апелляционной палаты (АП) Кишинева. 21 февраля 2017 года АП Кишинева отклонила апелляцию ООО «Carilia», оставив в силе решение Центрального суда, которое, таким образом, было передано к исполнению.

5 сентября 2017 года начальник Управления юридической помощи Примэрии Кишинева, Валерий Богдан, поставил в известность и.о. генерального примара, Нистора Грозаву, о том, что, учитывая февральское распоряжение 2016 года и решение АП, киоск фирмы «Carilia» должен быть эвакуирован. Грозаву перенаправил письмо в Центральную претуру с отметкой «Требует принятия мер» и с указанием срока – 5 октября 2017 года. В ответ, 20 октября претор сектора Центр, Павел Русу, сообщил и.о. примара, Нистору Грозаву, что «не представляется возможным исполнить распоряжение, поскольку существует лицензия на осуществление деятельности №. 32630 от 10.06.2015 года, и что оно будет исполнено по истечении ее срока действия». Четыре дня спустя, Грозаву напишет в письме, отправленном Русу, что «любой киоск, как временно размещенный объект, можно эвакуировать до истечения срока», указав новый срок для исполнения распоряжения об эвакуации киоска – 25 ноября 2017 года. Хотя уже истек и этот срок, киоск вблизи Центрального рынка продолжает функционировать, будучи разделен между четырьмя продавцами: двое торгуют овощами и фруктами, и двое других – одеждой. Они сказали нам, что они простые продавцы и не знают, кому принадлежит киоск.

Имущество и миллионные пожертвования бюджетников Петра и Тамары Русу

Супруги Петр и Тамара Русу владеют внушительным двухэтажным зданием с мансардой в Ставченах. Согласно кадастровым документам, дом площадью 128 кв.м. был куплен в 2004 году. В 2012 году претор сдал в эксплуатацию еще одно здание, площадью 101 кв.м., расположенное на том же участке.

Дом, принадлежащий супругам Русу

Соседи говорят, что в этом доме проживает сын претора, Игорь Лупу, директор ЦПМС, а семья Павла Русу живет в другом доме по соседству, который, согласно данным «Cadastru», зарегистрирован на Лию Нойкирх, дочь претора, живущую в Вене.

Дом, зарегистрированный на имя Лии Нойкирх

В декларации об имуществе и личных интересах за 2016 год Павел Русу также указывает дом площадью 47 кв.м. и два строения 36 и 20 кв.м., которые он получил в дар в 2008 году. В 2016 году претор купил внедорожник Range Rover Vogue, выпущенный в 2007 году, указав цену в 84 тысячи леев, что эквивалентно 4100 евро, в то время как рыночная стоимость такого автомобиля того же года производства составляет около 20 тысяч евро. В 2016 году, в качестве начальника отдела Центральной претуры, Павел Русу получил зарплату в размере 92 560 леев, то есть 7731 лей в месяц. Также, в декларации за 2016 год, в разделе «Имущество, полученное возмездно или безвозмездно» претор указывает пожертвования в размере 1,1 миллионов леев. Из декларации не явствует, семья Русу получила пожертвования или сделала их сама.

Репортер ZdG, которого прогнали из кабинета претора

Мы попытались связаться с Павлом Русу через приемную Претуры. Секретарь сослалась на новое распоряжение и.о. примара, Сильвии Раду, согласно которому, общение с сотрудниками Примэрии Кишинева осуществляется исключительно через пресс-секретаря Примэрии Вадима Брынзанюка. Он, связавшись с Русу, сообщил нам, что претор попросил его передать нам, что «свою личную деятельность он не хочет ни с кем обсуждать».

Позже, тоже через пресс-секретаря Примэрии, мы передали вопросы ZdG к претору. Хотя Брынзанюк подтвердил, что вопросы попали к претору, он не ответил нам на электронное письмо. Таким образом, на следующий день мы отправились в Центральную претуру, чтобы поговорить с Павлом Русу. После того, как ему сообщили, что мы ждем его в приемной, секретарь сказала нам, что претор не будет беседовать с нами, потому что он очень занят. Мы ждали в приемной около часа. Между тем, несколько человек, включая сотрудников претуры, входили и выходили из кабинета претора. Мы так же попытались войти в кабинет вместе с сотрудником, чтобы побеседовать с претором, но он скрылся за дверью, а другой сотрудник, представившийся как Андрей Ротару (прим. ред., начальник Отдела по социально-экономическим вопросам) стремительно вытолкнул репортера ZdG из кабинета.

Таким образом, нам не удалось выяснить, помогли ли должности, занимаемые Павлом Русу в Претуре, членам его семьи в осуществлении предпринимательства с киосками, и почему не эвакуирован киоск на пересечении ул. Варлаам и Армянской, хотя существует окончательное решение АП, равно как и распоряжение генерального примара. Также, мы хотели расспросить претора о деталях относительно пожертвовании на сумму более миллиона леев, которые фигурируют в декларации об имуществе и личных интересах за 2016 год, а также о том, на средства из каких финансовых источников он купил и построил недвижимость в Ставченах, в условиях, когда и он, и его супруга, являются бюджетниками и получали в последние годы скромные зарплаты.

Анатолий ЕШАНУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -