Мужчина, представившийся гражданином Республики Молдова, запечатлел на видео момент, когда его остановил российский солдат на миротворческом посту № 9 возле Вадул-луй-Водэ, после того как он включил песню на украинском языке в автомобиле с открытыми окнами. Причиной остановки российский солдат назвал то, что мужчина вел съемку на территории поста, что, по словам солдата, «запрещено».
— Информация поступила о съемке телефоном.
— И что? Я у себя в стране нахожусь и что хочу, то и снимаю. Какие вопросы ко мне?
— Вы не снимайте военнослужащих. На территории поста съемка запрещена.
— Так ты ко мне подошел и хочешь, чтобы я тебя не снимал?
— Оно не снимается.
— Кто сказал?
— Так у нас начальство завело.
— Есть Конституция Республики Молдова. Я нахожусь на территории Республики Молдовы. И я буду поступать так, как считаю нужным.
@maxim_borman ♬ оригинальный звук – Максим Борман
Видео вызвало неоднозначную реакцию в общественном пространстве: одни хвалили мужчину за его позицию, другие обвинили его в том, что он «провокатор».
Разрешена ли съемка на территории постов миротворцев?
Формально съемка на миротворческих постах действительно запрещена.
Запрет был введен после того, как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) осудил Российскую Федерацию по делу Иона Маноле и Александра Постика, двух членов Ассоциации Promo-LEX, которые были задержаны на мосту в Вадул-луй-Водэ в 2005 году после того, как пассажирка сфотографировала рекламный щит у поста № 9 с надписью «Счастливого пути. Дубоссарский район».
Тогда, остановив машину, российский офицер, являвшийся руководителем миротворческой группы, попросил удалить фото с устройства. На просьбу объяснить основания для задержания и оформить соответствующие документы российский офицер стал вести себя агрессивно, толкать и угрожать задержанным. Он заблокировал автомобиль спецсредствами, создав пробку.
«Даже после того, как на место происшествия прибыли несколько представителей правоохранительных органов и представители из различных организаций, российские военнослужащие продолжали вести себя агрессивно, отказываясь разблокировать автомобиль задержанных. В какой-то момент без всякой причины российский военнослужащий произвел две автоматные очереди из своего табельного оружия. Только благодаря профессиональному вмешательству сотрудника дорожной полиции Дубоссарского района серьезный инцидент, который мог привести к жертвам и гибели людей, был преодолен.
Инцидент был урегулирован только после полуночи, когда заявителям разрешили уехать. Миротворцы не сделали никаких записей об этом и не обосновали свое поведение правовыми решениями. Последующие обращения заявителей не увенчались успехом», — говорится в решении ЕСПЧ.
Хотя после решения ЕСПЧ от 29 июня 2021 года было принято решение о запрете фото- и видеосъемки на территории миротворческих постов, по словам директора программы Promo-Lex Вадима Виеру, человеку, который снял и выложил видео с поста № 9, ничего не угрожает, так как российские военнослужащие не имеют права его задерживать.
Эксперт: «Российское военное присутствие маскируется под миротворческой миссией»
Директор программы Promo-Lex Вадим Виеру объяснил, что существование миротворческих миссий в нашей стране уже не актуально.
«Это миротворческая миссия, которая уже давно не имеет смысла. Она должна быть исключена, так называемый военный контингент должен быть сокращен. На данном этапе нет необходимости в миротворческой миссии в Молдове. На самом деле ее цель — это российское военное присутствие, замаскированное под миротворческую миссию, но оно не соответствует критериям миротворческой миссии ООН, тем более что нет никаких сроков, когда они завершат свою миссию в Молдове», — пояснил ZdG директор программы по правам человека Promo-Lex Вадим Виеру.
Прекращение боевых действий в вооруженном конфликте на Днестре произошло на основе «Соглашения о принципах мирного урегулирования военного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова», подписанном 21 июля 1992 года в Москве.
Согласно информации на сайте Министерства обороны, для реализации положений соглашения была создана Объединенная контрольная комиссия (ОКК), в состав которой вошли три делегации: от конституционных органов Молдовы, Российской Федерации и администрации Тирасполя, а также представитель Украины в комиссии. Своими решениями ОКК установила Зону безопасности вдоль Днестра, состоящую из трех секторов: север — Рыбница, центр — Дубоссары и юг — Бендеры, протяженностью 225 км и шириной 12-20 км, из которой должны были быть выведены военные и военизированные формирования. Эта цель была достигнута властями Кишинева и не достигнута администрацией Тирасполя, которая по сей день сохраняет в Зоне безопасности значительные военные силы, включая три из четырех мотопехотных бригад и другие военные подразделения общей численностью около 3500 человек.
Решением ОКК были созданы и введены в Зону безопасности Смешанные миротворческие силы в составе трех контингентов: Вооруженных сил РФ, Вооруженных сил конституционных органов Республики Молдова и администрация из Тирасполя.
Луминица КАУЛЮК
Фото: коллаж ZdG