Национальному бюро страховщиков автотранспортных средств Республики Молдова был причинен ущерб в размере более 34 миллионов леев, в результате странных банковских операций, совершенных по поручению одного украинского гражданина, оказавшегося во главе ассоциации вследствие решения суда, столь же странного, которое вынесла судья Адела Андроник. Расследование правоохранительных органов Молдовы по данному делу топчется на месте.
13 января 2015 года Национальное бюро страховщиков автотранспортных средств Молдовы (НБСАС) избрало новое руководство: на пост исполнительного директора избрали бывшего министра финансов из 2000 годов, Михая Маноли, а на должность председателя Совета управляющих – Виктора Гайчука, бывшего министра обороны в 2001-2004 годах. Эти должности ранее занимали Евгений Гарабаджиу, временно исполняющий обязанности директора, и Виталий Бодя. Новые руководители были избраны тремя из восьми членов НБСАС, состоящего из представителей страховых компаний Республики Молдова. За их кандидатуры проголосовали представители «Grawe Carat Asigurări», «Moldcargo» и «Moldova-Astrovaz». Представители «Donaris VIG», «Asito» и «Klassika Asigurări» не присутствовали на заседании, а компании «Moldasig» и «Victoria Asigurări» были представлены только юристами, которые наблюдали за процессом.
Начало: Судебное решение
Назначение Михая Маноли на должность исполнительного директора НБСАС было зарегистрировано Министерством юстиции в Государственном реестре некоммерческих организаций 15 января 2015 года, а спустя четыре дня все финансовые учреждения в стране были официально проинформированы об изменении руководства НБСАС. 16 января 2015 года «Victoria Asigurări», однако, оспорило решения, принятые на внеочередном Общем собрании членов НБСАС, требуя у суда признать их недействительными, а до принятия решения по делу запретить новым руководителям выносить решения, равно как и осуществлять полномочия в рамках НБСАС. В то же время, она запросила, чтобы Министерство юстиции обязали отменить решение о регистрации Михая Маноли в Государственном реестре в качестве директора НБСАС.
Первоначально, посредством определения от 19 января 2015 года, судья Адела Андроник из Суда сектора Центр, которой досталось дело, решила не давать ход судебному разбирательству по той причине, что «Victoria Asigurări» не заверила копии Устава НБСАС и письма НБСАС от 16 января 2015 года, а также потому, что к заявлению не были приложены решения НБСАС, оспариваемые в судебном иске. Страховой компании был предоставлен срок до 30 января 2015 года, чтобы исправить недостатки. Спустя два дня, в рамках другого обращения, «Victoria Asigurări» представила суду заверенную копию Устава НБСАС, но без заверенной копии письма НБСАС или копий оспариваемых решений НБСАС. В результате, несмотря на то, что начальные условия, поставленные судьей, не были соблюдены, она 23 января 2015 года вынесла первый вердикт. Судья частично удовлетворила иск «Victoria Asigurări», запретив Совету и новому директору выносить какие-либо решения, и приостановила исполнение решений Общего собрания до рассмотрения дела по существу. Магистрат Андроник, работающая в системе правосудия с 2004 года, мотивировала свое решение тем, что «непринятие обеспечительных мер создаст судебные препоны или сделает невозможным исполнение возможного судебного решения». Магистрат, по невниманию или сознательно, не удовлетворила требование об отмене регистрации Маноли в качестве директора НБСАС.
Продолжение: Два месяца хаоса
Спустя три дня, 26 января 2015 года, НБСАС и компании, избравшие его новое руководство, оспорили определение магистрата Андроник в Апелляционной палате (АП) Кишинева, вменяя ей ряд нарушений в процессе принятия решения в первой инстанции, включая тот факт, что судья вынесла определение без документа, на который ссылались обратившиеся в суд. 5 марта 2015 года «Victoria Asigurări» подала заявление с просьбой об отводе судейского состава, состоящего из Нины Чернат, Лидии Булгак и Анатолия Пахопола, заявление, отклоненное инстанцией, которая 12 марта 2015 года решила принять к рассмотрению апелляцию НБСАС. Судьи установили, что определение первой инстанции о принятии к рассмотрению иска и начале искового производства не было подписано судьей: «Отсутствие подписи на определении об открытии производства по делу… ведет к выводу, что, по сути, оно не было открыто». В то же время, судьи Апелляционной палаты пришли к выводу, что, помимо того, что она рассматривала дело, которому не был дан ход, она еще и незаконно приостановила деятельность руководящих органов НБСАС, что привело к «блокировке его нормальной деятельности, свидетелями чего и стали заявители, обратившиеся в суд».
Судейский состав АП Кишинева направил дело на повторное рассмотрение в первой инстанции. Оно вновь попало к Аделе Андроник. Вскоре судья вынесла другое решение, противоположное первому, которым первоначально отклонила иск о приостановлении деятельности нового руководства НБСАС, поданный «Victoria Asigurări», а после, 16 июля 2015 года, вообще исключила из рассмотрения ее иск на том основании, что не был соблюден «обязательный предварительный порядок урегулирования споров». Теперь об этом деле никто ничего не знает, попадет ли оно (или нет) в АП Кишинева. В действительности, не так уж важно окончание, потому что зло уже произошло. Другими словами, схемы, нанесшие ущерб НБСАС на сумму не менее 34 миллионов леев, были реализованы в период с 23 января по 12 марта 2015 года, в то самое время, пока оставалось в силе решение судьи Андроник о приостановлении деятельности нового руководство НБСАС, до решения АП Кишинева от 12 марта 2015 г., благодаря которому работа учреждения была официально разблокирована.
Решения банков и таинственный украинец
Зло было совершено руками двух банков, в которых НБСАС хранило большую часть денег: «Moldova Agroindbank» (MAIB), Центральный филиал, и «Moldinconbank», филиал Ремиз. Эти два финансовых учреждения были единственными, которые отказались признать и зарегистрировать новые образцы подписей, представленные новым директором НБСАС для осуществления управления банковскими счетами учреждения. В этот период неопределенностей, как утверждает Василий Тарновский, адвокат НБСАС, г-н Михай Маноли выходил на работу каждый день, вел переговоры и пытался убедить банковские учреждения разрешить доступ к счетам НБСАС. Это было необходимо, поскольку Молдова, страна-член Международной системы «Зеленая карта», должна была предоставить финансовую гарантию Совету Бюро в размере 4,25 миллионов евро, необходимых для обеспечения выплат возможных компенсаций вследствие дорожно-транспортных происшествий. Без доступа к счетам эта гарантия не могла быть представлена, а Молдова была близка к исключению из системы. Спустя время, Маноли, получив отказы в банках, направил им письма, в которых он попросил не принимать других подписей, кроме его собственной. В то же время, он уведомил Национальный банк Молдовы (НБМ) о том, что эти два банка не открывают ему доступ к счетам учреждения, которым он управляет. Безуспешно. Потому что, на протяжении всего этого периода, хотя неоднократно сообщалось о том, что Маноли является директором, эти два финансовых учреждения принимали подписи неизвестного украинца Александра Пинчука, в качестве заместителя директора НБСАС, и, разумеется, осуществляли все транзакции, запрошенные им.
Украинец был принят на работу в НБСАС в декабре 2014 года, всего на полтора месяца раньше временно исполняющего обязанности Евгения Гарабаджиу, будучи, однако, уволен приказом, подписанным Михаем Маноли 22 января 2015 года, за отсутствие на рабочем месте. Сотрудники НБСАС заявили, что видели его всего три раза, а данные пограничного контроля показывают, что Пинчук был в Молдове всего несколько раз. Другими словами, если информация и документы не были изменены, выходит, что эти два банка принимали более чем подозрительные подписи и транзакции лица, которое в феврале 2015 года уже никак не было связано с НБСАС. Те же банки одобрили право второй подписи на счетах НБСАС некой Сильвианы Чебан, на основании приказа о приеме на работу, изданного, внимание!, украинцем Пинчуком 10 февраля 2015 года, то есть когда он уже был отправлен в отставку.
Результат: Подозрительные транзакции на десятки миллионов леев
Возвращаясь к транзакциям. В период 23 января – 12 марта 2015 года, пока в НБСАС царил хаос, был осуществлен ряд транзакций. Так, 23-26 января MAIB допускает, чтобы со счета НБСАС были переведены в «Asito», «MOLDASIG», «Victoria Asigurări» и «Donaris VIG» 823 тысячи евро, сумма, зарегистрированная на счетах НБСАС для покрытия внешней финансовой гарантии. 30 января 2015 «Moldinconbank» заключает с Пинчуком депозитный договор, по которому деньги НБСАС, а именно 5,32 миллионов леев, размещаются в качестве вклада до февраля 2018 года, хотя 30 января 2015 года украинец, согласно информации, которой располагают правоохранительные органы, даже не находился в Молдове. 20 февраля 2015 года служащие MAIB приняли другой подозрительный запрос Пинчука и Чебан по покупке на средства леевого банковского счета валюты в размере 537.900 долларов США на сумму 11,29 миллионов леев по курсу 20,99 леев за доллар США, в то время как официальный курс НБМ того дня составлял 20,18 леев за 1 доллар США. В тот же день деньги были вложены в виде вклада в MAIB, а спустя четыре дня упомянутый депозитный договор расторгается, и 537.900 долларов США продаются на сумму 8,98 миллионов леев по курсу 16,70 леев за доллар США. Таким образом, только в результате одной банковской операции, НБСАС был нанесен ущерб в 2,3 миллиона леев, единственным официальным бенефициаром которых стал MAIB.
Используя ту же схему, по просьбе и благодаря посредничеству Пинчука и Чебан, 20 февраля 2015 года представители «Moldinconbank» прекратили действие пяти депозитных договоров, после чего, в тот же день, приняли заявления о конвертации денежных средств из молдавских леев в доллары США. В данном случае, банк допустил покупку 1,16 миллионов долларов США за 24,42 миллионов леев по курсу 20,99, в то время, как курс НБМ составлял 20,18 леев за доллар США. В тот же день была допущена покупка 30.347 долларов США на сумму 636.983 леев, а общая сумма в 1,19 миллионов долларов, полученная от этих двух транзакций, была принята в качестве вклада. Спустя несколько дней после осуществления этих операций, а именно 24 февраля 2015 года, служащие банка приняли заявление Пинчука о прекращении депозитного договора, после чего приняли его заявление на конвертацию суммы вклада в размере 1,19 миллионов долларов США в молдавские леи по обменному курсу всего лишь 16,60 леев за доллар США, при курсе НБМ в 19,43 леев за доллар США. Таким образом, только посредством этих операций по валютному обмену, НБСАС был нанесен ущерб в 5,2 миллиона леев, единственным официальным бенефициаром доходов, при этом, стал «Moldinconbank».
Впоследствии, 26 февраля 2015 года, сумма, находившаяся на банковских счетах НБСАС в MAIB, а именно 37,3 млн леев, размещается в виде депозита на срок 1096 дней, до 27 февраля 2018 года. В депозитном договоре была зафиксирована более чем сомнительная оговорка. Так, в случае расторжения договора, НБСАС должно заплатить штраф в размере 15% от 37,3 млн. леев, а споры, связанные с исполнением договора, подлежат разрешению Арбитражным судом г. Москвы. На схожих условиях были размещены 19,8 млн. леев на счетах «Moldinconbank». В тот же период, со счетов НБСАС служащие MAIB допустили перевод в адрес «Moldasig» суммы в 932.938 леев, а 2 марта 2015 года – перевод в адрес судебного исполнителя Игоря Дорофтей суммы в 1,2 млн. леев. Впоследствии было установлено, что судебный исполнитель должен был исполнить судебное решение по получению от НБСАС этой суммы.
Уголовное дело: Шесть месяцев и трое обвиняемых
После решения АП Кишинева от 12 марта, а также после того, как были выявлены эти схемы, руководство НБСАС потребовало от упомянутых двух банков вернуть 57 миллионов леев, размещенных в виде депозитов в «Moldinconbank» и MAIB. Деньги были нужны, чтобы, в конечном счете, Молдова предоставила указанную гарантию в 4,25 миллиона евро. Оба банка приняли, казалось, с большой радостью запрос НБСАС, потому что, как было предусмотрено в договоре, удержали 15% от суммы двух вкладов: MAIB перечислил не 37,3 миллиона, а 32 миллиона, и «Moldinconbank» – не 19,8, а 16,8 миллионов. Последовали обращения в Национальный антикоррупционный центр (НАЦ), НБМ и Генеральную прокуратуру. Ион Струзу, заместитель губернатора НБМ, сообщил НБСАС, что эти споры касаются договорных отношений между банками и клиентом, поэтому он не может вмешиваться.
24 марта 2015 года НАЦ открыл уголовное дело по факту операций с иностранной валютой, осуществленных филиалами двух банков и НБСАС. В настоящее время дело находится в ведении Антикоррупционной прокуратуры, у прокурора Сергея Катанэ. Несмотря на то, что прошло почти полгода, не было зафиксировано никаких видимых результатов, хотя, практически ежемесячно, НБСАС информирует правоохранительные органы о новых фактах. Отвечая на вопросы ZdG, прокурор Катанэ заявил, что на данный момент в качестве обвиняемых по делу проходят трое: Пинчук и двое лиц из руководства двух банков, которые допустили транзакции, нанесшие ущерб НБСАС, не указав их имен. «Представители банков были заслушаны и представили ряд документов, которые в настоящее время проверяются. Это нелегко, и мы не можем делать все быстро, потому что в наличии противоречивые заявления, которые должны быть проверены. Украинский гражданин был вызван несколько раз по адресам, указанным им в Молдове, но ни разу не явился по повестке. Это сложно, потому что он украинский гражданин. Мы пока не обнаружили его местонахождение, и у нас нет связи с ним», – уточнил прокурор. «НБСАС будет настаивать на завершении уголовного дела, в том числе на привлечении к уголовной ответственности служащих банков и прямом возмещении банками ущерба, причиненного Бюро», – утверждает Василий Тарновски, адвокат НБСАС, выказывая недовольство скоростью, с которой проводится расследование.
Банки отрицают свою вину
Мы связались с Марией Присэкару, главой филиала Ремиз «Moldinconbank», филиала, принимавшего участие в этих операциях. В рамках телефонного разговора, она сначала сказала, что банк поступил правильно и не принял подписи Маноли по причине судебного решения от 23 января 2015 года, и принял подписи украинского гражданина, так как были представлены документальные доказательства в этом смысле. Мария Присэкару сказала нам, что не может предоставить более подробную информацию по телефону, поэтому мы пришли в филиал Ремиз по ул. им. Штефана чел Маре 123 А. После того, как мы повторно представились, руководитель филиала сказала нам, что больше не может говорить на эту тему, потому что, изначально согласившись встретиться с нами, она думала, что мы сотрудники НБМ, а не журналисты из ZdG. Присэкару сказала, что только руководство банка может высказываться по данному вопросу. Она пообещала запросить ответ и вернуться с информацией, предоставленной администрацией банка. Присэкару также отметила, что дала объяснения правоохранительным органам, суть которых, однако, так и не прояснила. Она утверждает, что никому из филиала, который она возглавляет, пока что не было выдвинуто официального обвинения, таким образом, опровергая заявление прокурора Сергея Катанэ. Мы ждали ответа от «Moldinconbank», обещанного Марией Присэкару, но до самой отправки выпуска в печать он не поступил. Центральный филиал MAIB ранее возглавлял Николай Китик. Попытки ZdG побеседовать с ним не увенчались успехом, а представители банка объявили, что уже около 1-2 месяцев он не работает в этом финансовом учреждении. «Все действия, предпринятые MAIB с момента возникновения соответствующей ситуации и до настоящего времени, равно как и направленные на выход из создавшейся ситуации, находятся в строгом соответствии с действующим законодательством. Более того, MAIB предложил НБСАС ряд приемлемых, с финансово-экономической точки зрения, решений, в рамках действующего законодательства. С сожалением сообщаем вам, что на данный момент мы не можем предоставить более подробную информацию по этому делу, в связи с тем, что проводится уголовное расследование, начатое по требованию НБСАС, и до его завершения или получения непосредственного разрешения от следственных органов, должна быть обеспечена конфиденциальность уголовного преследования», – говорится в ответе MAIB, направленном в редакцию.
На имя судьи Аделы Андроник, определение которой сделало возможными денежные операции НБСАС, поступила жалоба в Высший совет магистратуры (ВСМ). Николай Клима, главный судебный инспектор, сообщил для ZdG, что действия судьи Аделы Андроник были проверены Судебной инспекцией, которая 28 мая 2015 года подготовила отчет в адрес Коллегии по допустимости в рамках ВСМ, с предложением о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи. Отчет Инспекции будет рассмотрен 18 сентября 2015 года. Судья находится в отпуске, так что мы не смогли ее найти, чтобы она высказалась по поводу своего участия в этом деле. Ранее, отвечая на вопросы членов ВСМ, судья не смогла предоставить объяснения.
Отметим, что 14 апреля 2015 года письмом Совета Бюро Молдова была проинформирована об исключении из Международной системы страхования «Зеленая карта». Решение об исключении было официально утверждено 28 мая 2015 года Генеральной ассамблеей Совета Бюро и должно было вступить в силу 1 октября 2015 года, спустя срок, предоставленный властям для внесения ясности в вопросе кражи десятков миллионов леев со счетов НБСАС, и исправления всех недостатков, которые привели к этой санкции.
Некоторое время назад, Совет Бюро в Брюсселе решил отложить исключение Молдовы из этой системы до 1 апреля 2016 года. До тех пор, властям предоставляется шанс навести порядок в этой области.
Виктор МОШНЯГ