«Она была вся в синяках, и на ней не было живого места». Как (не) защищают от пыток людей с психосоциальными отклонениями в Молдове

«Мы пошли в психиатрическую больницу, где обнаружили Кристину в синяках на лице, почти по всему телу. Это были синяки, травмы, которые не могли появиться просто от падения или от собственных ударов… Свидетели подтвердили, что Ротарь Кристина из-за своих ограниченных возможностей отказывалась есть, выполнять инструкции, распоряжения сотрудников больницы. Медсестры пытались с помощью пыток, жестокого обращения и избиений подчинить ее, как им вздумается», – отмечает адвокат Александр Чебэнаш, который выступает защитником в уголовном деле, возбужденном после этого случая.

Расследование фактов, произошедших семь лет назад в психиатрическом учреждении Республики Молдова, уже четыре года стоит на месте в суде. Хотя дело находится на столе у судей, его рассмотрение сейчас лишь на стадии предварительных заседаний, и судьи менялись уже два раза.

Кристине Ротарь 27 лет, и она родилась с синдромом Корнелии де Ланге, генетическим заболеванием, которое поражает несколько частей тела, включая мозг. Поэтому у людей, рожденных с этим синдромом, умственная отсталость и задержка развития.

Ирина и Кристина Ротарь/ Фото: Ziarul de Gardă

Ирина, мать Кристины, рассказала, что из-за заболевания дочери она вынуждена периодически записываться с ней в психиатрические учреждения на поддерживающее лечение.

«Чтобы продлить ей группу инвалидности, я была обязана, когда она была маленькой, раз в два года лежать с ней в больнице. Когда ей исполнилось 16 лет, я была с ней в больнице еще дважды, потому что она стала агрессивной, и я уже не могла справиться с ней сама. Третий раз был в середине сентября 2017 года», – рассказывает Ирина Ротарь.

На этот раз мать уже не приняли в психиатрическую больницу вместе с дочерью, хотя она единственная, кто понимает ее язык, так как из-за своего состояния Кристина не может говорить или объяснять жестами то, что она хочет сказать. «Пришел замгендиректора и сказал, что я не нужна, что я могу пойти домой и отдохнуть, и что за ней присмотрят и все будет хорошо», – вспоминает мать Кристины.

«Она была вся в синяках, и на ней не было живого места»

Неделю все было хорошо, а потом, во время ежедневных визитов матери Кристину под разными предлогами держали от нее подальше. «Я не видела ее с четверга по субботу. В субботу вечером к ней пришла моя мама и сказала, что не уйдет домой, пока не увидит Кристину. Когда ее наконец показали, она была вся в синяках, и на ногах не было живого места. Я сказала им, что они так легко от меня не отделаются. Мне ответили, что я ничего не докажу. Я сказала, что они ошибаются. Я докажу», – возмущается женщина.

«Хотя пациенты, которые находились в одной палате с Кристиной, сказали, что девушку избивали и привязывали к кровати, представители учреждения настаивали на том, что она сама нанесла себе травмы», – рассказывает Ирина Ротарь. Женщина отвергает эту версию. По ее словам, ее дочь никогда не причиняла себе вреда.

Ирина Ротарь написала заявление в прокуратуру, а позже обнародовала это дело в социальных сетях. На это отозвались адвокаты из Института по правам человека (IDOM), которые специализируются на оказании помощи людям с психосоциальными отклонениями.

«Руководство больницы неделю скрывало случай пыток»

«Мы пошли в психиатрическую больницу, где нашли Кристину в синяках на лице, практически по всему телу. Были синяки, травмы, которые не могли появиться просто от падения или от собственных ударов», – отмечает Александр Чебэнаш, адвокат IDOM.

«Руководство больницы неделю скрывало случай пыток, не применяла протоколы, которые предусмотрены в таких случаях, не уведомляла полицию и прокуратуру, как следует делать в подобных ситуациях», – говорит защитник. Команда IDOM вызвала скорую помощь и прокуратуру. Кристину осмотрели эксперты для установления ее травм, а также были допрошены свидетели.

«Это необычный случай, потому что сама потерпевшая не может ничего сообщить, и мы не можем узнать от нее, что произошло и кто ее избил. Следствие вынуждено опираться практически только на показания пациентов, которые находились на лечении в этом отделении. Таких дел не было, где свидетелями были пациенты психиатрических больниц, люди с психическими расстройствами. Свидетели подтвердили, что Ротарь Кристина из-за своих ограниченных возможностей отказывалась есть, выполнять инструкции, распоряжения сотрудников больницы. Медсестры пытались с помощью пыток, жестокого обращения и избиений подчинить ее, как им вздумается», – подчеркивает Александр Чебэнаш.

Дело на рассмотрении уже четыре года

Адвокат признает, что в этом случае прокуроры действовали оперативно и профессионально, без задержек и в срочном порядке исследовали доказательства. В 2020 году дело передали в суд, но там оно застряло. На скамье подсудимых находятся пять человек из психиатрической больницы, и большинство из них – медсестры и медбратья.

«Дело находится в суде. Прошло четыре года, но мы находимся на начальном этапе, на стадии предварительных заседаний. Тем временем дело рассматривалось тремя судьями. Первый судья исследовал множество доказательств по этому делу. Позже этого судью отстранили от должности, и дело передали другому судье. Тот судья назначил несколько заседаний, но они были неэффективными. Потом и второго судью отстранили от должности, и дело было передано третьему судье», – поясняет Александр Чебэнаш.

Ирина Ротарь, мать жертвы, жалуется, что последнее заседание состоялось в июне, а следующее было назначено только на декабрь 2024 года. «Они намеренно тянут время. Два заседания в год? Что это? Я с этим не согласна. Я хочу, чтобы виновные были наказаны», – заявляет женщина.

Люди с психосоциальными отклонениями в Молдове не защищены в полной мере

IDOM с 2010 года защищает права людей с ограниченными возможностями, особенно права людей с психическими и психосоциальными отклонениями. Есть случаи пыток, злоупотребления служебным положением и насилия, подчеркивает Валериан Мэмэлигэ, адвокат IDOM. По его словам, власти могут расследовать дела, похожие на дело Кристины Ротарь, с точки зрения включенного два года назад в Уголовный кодекс и Кодекс о правонарушениях отягчающего обстоятельства, касающегося высказываний и преступлений на почве предубеждения. «Если эти преступления или проступки были основаны на том факте, что это человек с ограниченными возможностями, то этот отягчающий фактор, разумеется, может учитываться при наказании тех, кто использует эту уязвимость людей, которые не могут защититься», – отмечает Валериан Мэмэлигэ.

По словам защитника, сегодня у людей с психосоциальными отклонениями слишком мало инструментов, чтобы сообщать о случаях злоупотребления служебным положением. «Их ограниченные возможности не позволяют им защищаться. Они очень уязвимы. Когда-то в Молдове был своего рода омбудсмен по психиатрии. И люди могли легко обращаться, когда омбудсмен приходил к пациентам. Они могли рассказывать о различных случаях насилия, жестокого обращения и так далее. И эти дела рассматривались. Сейчас этого механизма нет. Выход – Национальный механизм по предотвращению пыток, который подразумевает визиты в эти учреждения и, например, выявление некоторых преступлений. Государство не особо заинтересовано в защите людей с ограниченными возможностями, особенно с психическими отклонениями, потому что оно не получает от этого дивидендов и ничего не выигрывает», – подчеркивает Валериан Мэмэлигэ.

Мария Плешу, главный офицер в Управлении общественного порядка Национального инспектората общественной безопасности, также признает, что люди с психосоциальными нарушениями реже обращаются в полицию.

«У этих людей нет полной возможности выражаться, фактически прийти в полицейское учреждение, но согласно действующему законодательству у каждого человека с психосоциальными отклонениями есть доверенное лицо. Мы призываем этих людей и всех людей, принадлежащих к группам меньшинств, обращаться с любой проблемой в правоохранительные органы, чтобы добиваться справедливости», – говорит Плешу.

В этом контексте руководитель Управления по рассмотрению и расследованию заявлений в Офисе народного адвоката Ада Шимон отмечает, что недавно это учреждение заключило контракт с экспертом, который помог составить руководство для того, чтобы у Офиса народного адвоката была возможность расследовать дела о преступлениях на почве предубеждения и оказывать помощь потенциальным жертвам этого явления. «В дальнейшем дела будут расследоваться, и их будут передавать для рассмотрения в уполномоченные органы», – заключает Ада Шимон.

Мариана КОЛУН
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin - buy instagram followers