Интервью с ее Превосходительством, Послом Швеции в Молдове Ингрид Терсман
— Вы провели 5 лет в Молдове. Как вы считаете, какой основной тренд определяет Молдову?
— Пробыть пять лет в чужой стране – это не так уж и мало, за это время можно многое узнать об этой стране. На протяжении 5 лет, проведенных в Молдове, изменились 6 правительств, 3 президента государства, состоялись парламентские и местные выборы, а также референдумы.
К сожалению, в последние годы я видела очень много политической нестабильности, которая оказала негативное влияние на развитие общества, борьба между различными политическими силами также имела негативные последствия. Все эти явления проходили при очень высоком уровне коррупции, присутствующей в очень многих учреждениях. Я думаю, что государство, которое хочет проводить реформы и модернизировать общество, нуждается в политической стабильности. Кроме того, нужна политическая воля и консенсус. Тем не менее, я хочу подчеркнуть, что у Молдовы есть очень хорошие шансы, чтобы стать европейским государством, чтобы стать сильным государством здесь, в центре Европы. Для этого нужно всего лишь много труда, терпения и настойчивости.
— Почему Молдова не смогла сделать эти преобразования?
— Может, если посмотреть внимательно назад, ожидания были слишком большие, а запросы слишком давили. Для таких социальных преобразований 5 лет – это короткий период времени. Если мы посмотрим на другие государства Центральной Европы, то им также понадобились долгие годы, чтобы достичь удовлетворительного уровня демократии. Но эти годы были полны последовательной и настойчивой работы. Я думаю, что Молдова стартовала очень хорошо. Начало реформ было хорошим, на протяжении первых двух лет моего пребывания здесь ход реформ был довольно заметным процессом.
— Из-за политического кризиса в стране царит хаос. Что должно предпринять новое правительство для стабилизации ситуации?
— В качестве партнеров развития, в число которых входит и Швеция, мы постоянно вели диалог с Правительством Республики Молдова. В феврале мы совместно подготовили план работы, который называется Briefing Book, это очень хороший документ программ, который включает в себя несколько секторов и ясно показывает шаги, которые необходимо предпринять. Мы знаем, что если Молдова будет следовать этим шагам, то страна быстро продвинется вперед. Я думаю, что новое правительство учтет это. Это публичный документ, который устанавливает известные меры: борьба с коррупцией, а также обеспечение реального реформирования юстиции, поскольку мы видели, что эта реформа началась, но потом застопорилась. Кроме того, абсолютно необходима политическая независимость государственных учреждений.
— Какие государственные учреждения нужно деполитизировать в первую очередь?
— Их много. Но в первую очередь это Национальный банк, Генеральная прокуратура, Агентство по безопасности пищевых продуктов. Деполитизация учреждений станет сигналом для внешних доноров, которые могут прийти и предоставить поддержку. Швеция заинтересована и дальше поддерживать Республику Молдова, но мы хотим видеть политическую волю для деполитизации.
— Вы общались с последними 6 премьерами Республики Молдова. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший премьер, чтобы быть успешным в Молдове?
— Я думаю, что он, в первую очередь, должен быть хорошим менеджером. Он должен быть в состоянии создать хорошую команду. Он или она не должны быть экспертами во всем, но должны иметь навыки создать хорошую команду экспертов в качестве министров или консультантов. В-третьих, у него должна быть четкая цель, он должен знать, куда хочет повести страну и какие задачи хочет выполнить в течение мандата. Он должен суметь уверенно заявить о своих целях парламенту, прежде чем его изберут. В Молдове все это происходит по-другому, судя по последним событиям.
— Допустим, вы гражданин Республики Молдова. Что бы вы потребовали от правительства сделать в случае с нашумевшим банковским скандалом?
— Если что-то подобное произошло бы в моей стране, то граждане оказали бы давление на правительство, чтобы эта острая проблема в банковской системе была решена под мониторингом международных организаций, включая МВФ. Во-вторых, должна быть проанализирована и скорректирована нормативно-правовая база. Правовые положения должны быть такими, чтобы изначально предотвращать ситуации, которые могут спровоцировать банковские проблемы. Или, мы видели рейдерские атаки в 2013 году, видели проблемы со Сбербанком (Banca de Economii) некоторое время назад, теперь мы видели этот глубокий кризис в банковском секторе, мы также видели, что ряд государственных учреждений работали менее эффективно, чем следовало бы, чтобы решить эту проблему. Я думаю, что государство не может позволить себе, чтобы произошло еще что-нибудь подобное, такие кризисы влекут за собой огромные расходы для Молдовы, поэтому их нужно предотвращать в зародыше. Затем необходимо провести расследование данного случая, найти тех, кто стоял за этими махинациями, и они должны быть преданы суду и наказаны по закону.
— Недавно группа политических лидеров отвергла женщину, выдвинутую на пост премьер-министра, не сказав, что она не достаточно хороший профессионал. Создалось впечатление, что они боятся смелой женщины во главе правительства.
— Пусть молдавские мужчины-политики наберутся смелости и сами скажут, боятся они женщин или нет. Я вполне уверена, что в Молдове есть женщины, которые могут стать премьер-министрами. У вас есть министр иностранных дел, которая добилась больших успехов, ей удалось провести переговоры по Соглашению об ассоциации с ЕС на очень высокой скорости с европейскими лидерами, что не легкая задача, есть и другие примеры сильных женщин, занимающих государственные должности в Молдове. Есть достаточно женщин в этом государстве, которые руководят большими и важными учреждениями и которые могут стать частью правительства.
Тоже женщина сделала огромный шаг для реформы образования в стране за последние годы. Я думаю, что Майю Санду многие граждане не оценили первоначально, потому что она сломала стереотипы некоторыми более жесткими мерами, но я думаю, что сейчас многие граждане ценят ее именно за бескомпромиссность и последовательность. А реформа, именно в том виде, в каком ее начала госпожа Санду, было именно то, что нужно Молдове. Это признак того, что реформы возможны в этом государстве. Майя Санду показала, что именно по этому пути Молдова должна идти.
Но необходимо отметить и тот факт, что Правительство Республики Молдова за пять лет добилось ощутимых успехов в плане гендерного равенства. Я горжусь, что эти успехи были достигнуты при поддержке Правительства Швеции. Благодаря общим усилиям и проявленному терпению есть серьезные улучшения. Например, работает Закон о предупреждении и борьбе с насилием в семье. Это значит, что люди, подвергающиеся насилию, могут найти защиту. Также они могут воспользоваться рядом услуг, которые оказывают в различных населенных пунктах Республики Молдова. При внешней поддержке были открыты восемь приютов для женщин и детей, ставших жертвами насилия.
— Молдова способна экспортировать хорошие продукты в ЕС?
— Молдова уже экспортирует в ЕС. Один из самых больших рынков в мире – европейский рынок – является предсказуемым, на него не влияет политика и он предлагает много возможностей, это рынок, основанный только на качестве и ценах. Суть одной из программ, по которой мы работаем вместе с МФК, EBA и Торгово-промышленной палатой, заключается в том, чтобы довести до сведения граждан положения Соглашения об углубленной и всеобъемлющей торговли с ЕС. Да, европейский рынок немного бюрократический, но я уверена, что молдавские фермеры попадают туда с хорошими продуктами.
— За 5 лет, что вы выиграли и что потеряли?
— Я ничего не потеряла, я только выиграла. Если бы мне не нравилась Молдова, я бы не провела здесь столько лет. Мне понравилась страна и люди. Я приобрела фантастический личный опыт, будучи первым послом Швеции со штаб-квартирой в Кишиневе. Я поняла страну, о которой мало что знают в ЕС и которую нельзя понять без учета сложности факторов. У меня появилось здесь много друзей, я познакомилась с достойными людьми, которые очень много делают для будущего Молдовы.
Интервью взяла Алина Раду