На второй день после того, как в Кишиневе был убит гражданин Турции Иззет Эрен, разыскиваемый на международном уровне британскими властями, министр внутренних дел Адриан Эфрос выступил на телеканале и заявил, что «в Республике Молдова нет никаких организованных преступных группировок». Что он хотел этим сказать? Что человек, убивший Эрена, выпустив в него семь пуль, три из которых в голову, был случайным убийцей, действовавшим самостоятельно без указаний глав каких-то банд, или о том, что в Республике Молдова больше нет никаких банд?
После этой передачи все больше людей задались и продолжают задаваться вопросом, насколько правдиво заявление министра Эфроса, ведь каждый день мы слышим новости о крайне опасных действиях некоторых преступных группировок, занимающихся нелегальной миграцией, торговлей наркотиками или политической коррупцией.
А в тот день, когда министр заявил, что у нас нет организованных преступных группировок, ГИП распространил заявление об уничтожении деятельности ОПГ, специализирующейся на контрабанде и подделке кофе. В ходе обысков были изъяты 240 кг растворимого кофе без документов о происхождении, 250 расфасованных упаковок с кофе с логотипом международной торговой марки, устройство для запечатывания упаковки, а также значительные финансовые средства.
Заявлению министра предшествовал еще один случай, о котором стало известно несколько месяцев назад, когда, по данным полиции, лидеры нескольких преступных группировок из Республики Молдова и Украины встретились в Кишиневе для установления сфер влияния. Встреча была сорвана сотрудниками Бригады специального назначения «Fulger», которые задержали их, конфисковав у них оружие и телефоны. Действительно, после этого случая никто не сообщил нам о мерах, примененных по отношению к задержанным, или о социальных последствиях этой операции.
А несколько дней назад нам сообщили о разгроме аж четырех преступных группировок, специализирующихся на нелегальной миграции. В информации полиции говорилось, что члены этих группировок требовали от 1500 до 10 000 долларов за каждого человека, незаконно перевезенного из Украины в Республику Молдова. Война России с Украиной породила не только убийства, разлуки и разрушения, но и коррупцию среди тех, кто занимается «решением» проблем украинских мигрантов. Более того, на протяжении 876 дней войны такие группы действовали каждый день, обеспечивая бегство украинских мужчин от войны.
Однако если о преступлениях, совершенных различными организованными преступными группировками, говорят ежедневно, то почему министру внутренних дел пришлось отрицать их присутствие в Республике Молдова? Чтобы снизить бдительность и беспокойство граждан?
Давайте вернемся к убийству Эрена и к тому, как власти решают этот вопрос. В день убийства, Генеральная прокуратура выступила с заявлением о процессе экстрадиции турецкого гражданина, из которого ясно следует, что, хотя Великобритания и подала четыре запроса об экстрадиции, он не был экстрадирован, оставшись на свободе, на том основании, что наше законодательство не позволяет задерживать человека на срок более 180 суток. Пока Великобритания отправляла в Кишинев запросы об экстрадиции, молдавские суды затягивали принятие решения по просьбе Эрена о предоставлении убежища. Были сыграны дополнительные минуты матча, завершившиеся полным проигрышем.
За этим последовали и другие заявления, в том числе заявление председателя Парламентской комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку Лилиана Карп, который упомянул о присутствии в Республике Молдова некоторых иностранных граждан, находящихся в международном розыске, но которые, используя несовершенное законодательство относительно процедуры предоставления убежища, остаются в Республике Молдова на неопределенный срок. Как давно известно, что это законодательство несовершенно?
Что сделала СИБ? На ее официальной странице – www.sis.md – нет сообщений о действиях, предпринятых учреждением по этому поводу. Таким образом, создается впечатление, что произошедшее не относится к компетенции данного ведомства, даже если это убийство выявляет наличие многочисленных рисков для безопасности и жизни граждан.
Британская пресса сообщила об опасениях британских учреждений по поводу того, что «смерть известного лидера банды может привести к новым вспышкам насилия». «Беспокойство связано с тем, что все начнется с мести», – пишет британская пресса, имея в виду соперничество двух крупных группировок наркоторговцев, одна из которых оплакивает своего «лидера», убитого в Кишиневе средь бела дня.
Пока убийца Эрена не идентифицирован, пока убийца возможно все еще гуляет спокойно по Кишиневу, возможно, даже в поисках других мишеней, не было бы уместно увидеть, что ответственные учреждения обеспокоены, по крайней мере, проблемой безопасности граждан государства, где любой может стать потенциальной мишенью, как ею стала 9-летняя девочка, в которую стреляли члены банды в кафе в Далстоне?
Анета ГРОСУ