Материал hromadske
«В Крынках жить можно — выйти нельзя», — так говорят морские пехотинцы об операции на левобережье Херсонской области.
До недавнего времени рассказывать о ней было нельзя — тамошние события были засекречены. А рассказывать есть о чем, ведь это уникальная речная операция.
«В Крынках у нас был колодец, из которого набирали воду то мы, то они. Чтобы пройти к колодцу, пришлось идти на штурм. Это их территория была, нас крыли. Кто-то подбегал к колодцу, осторожно набирал воду. Когда мы их уже выбили, они напоследок просто бросили туда “двухсотого” — чтобы отравить воду, чтобы не досталась нам».
Это один из эпизодов, который вспоминает Виталий — морской пехотинец из 35 бригады. Он степенный бородач, для которого операция на левом берегу Херсонской области стала первой, в которой он участвовал. А для Вооруженных сил Украины она стала одной из самых сложных.
Там не бывает такого, что прошел день — и ты ни в кого не стрелял, или в тебя не стреляли. На других направлениях штурмовые группы заходят на два-три дня, идут на штурм, а затем их меняют, чтобы они пошли на отдых. Здесь такого нет. Да, тебя сменят — но это будет дом в ста метрах от места штурма. И эти штурмы очень интенсивные. У нас были штурмы по четыре часа подряд.
Виталий, морской пехотинец
Но самое сложное, по словам морских пехотинцев, — не непосредственно бои в Крынках, а переправа через Днепр.
Виталий трижды ходил на лодках в Крынки. Первый раз провел там 27 дней. Когда он отправился туда во второй раз, не сразу узнал село — из-за обстрелов оно менялось каждый день. Сейчас от Крынок остались одни развалины. Это усложняет и без того чрезвычайно опасную операцию на Днепре.
Военный, по имени Александр, объясняет нам, что они по крайней мере заходили на ограниченное время — для штурмов. А вот «лодочники» должны были плавать туда каждый день, еще и по одному и тому же маршруту, который россиянам был хорошо известен.
Крынки — это самая сложная операция, которая была на моей практике. Из-за поля боя, из-за условий сражений, из-за преодоления водных преград. Немногие армии воевали в реках. Это уникальный опыт.
Александр, морской пехотинец
«Когда ты заходишь в Крынки, ты понимаешь, что это не на два дня, не на три, не на неделю; когда ты садишься в лодку, то понимаешь: это по меньшей мере месяц», — говорит Виталий.
Штурмы в Крынках проходят каждый день. По словам Виталия, во время его пребывания на левом берегу «не было такого, что ты ни в кого не стрелял или в тебя не стреляли».
Оккупанты за время операции с октября 2023 года подробно изучили маршруты, по которым сплавляются морские пехотинцы, и пристреляли все пути. Поэтому эвакуация раненых может растягиваться на недели.
Только парней наших жалко. И девочка наша там полегла — с позывным Атаман. Несколько дней назад я услышал, как парень, который уже три года на большой войне и прошел освобождение Херсона и Старомайорск, кричал, когда погиб его побратим.
Виталий, морской пехотинец
В этом репортаже морские пехотинцы 35 бригады делятся с hromadske ранее необнародованными деталями операции на левом берегу Днепра.